Игорь Белый ([info]bujhm) wrote,
@ 2009-06-09 16:52:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Книги, Культурный ах, Ссылки

Андрей Ширяев, стихи
Я иногда его перечитываю под настроение. Редко и медленно.


* * *

Поздним летом в унылой Москве
жар отходит от камня. Кривей
мостовые, грязнее вода
под мостами, чьи грузные тени
проминают поверхность, когда
потускневших пернатых орда
покидает остывшие стены.

Все уходят куда-то на Юг,
к одичалому морю. Поют
нечто странное в странном своем
и почти неподвижном исходе
в облака, в чуть заметный проем,
где и мы, задыхаясь, поем,
покорившись тоске и природе.

Жить в отечном отечестве. Знать
наперед. Обветшалую снасть
обновляя, предчувствовать день,
может быть - не охоты, но - ловли
тощей рыбы в холодной воде.
Не дойти и уснуть на гряде,
приспособив садок в изголовье.

Ты не видишь меня. Для тебя,
в окаянные трубы трубя,
поднимается рать и растут
вертикальные ливни, и волны
прочь уснувшую рыбу несут.
Ты не плут. Ты не выживешь тут.
Я не выживу там. И - довольно.


Стихи холодные, вычурные. Похожи на изрезанный железный барельеф, покрытый слоем инея. Тронешь - во рту сухо и горько, под ладонью жжёт дрожание глубокого тока.

* * *

Закрывая сезон разговоров за чаем,
за портвейном, за чачей, все одно - разговоров,
диалогов, полемик, бесед, замечаешь,
что наука не впрок, что зло и печально
снова рыл огород, беззастенчив, как боров
переживший сородичей, знающий точно,
что спасения нет, и что даже не брезжит
воскрешенье, и близится праздник лубочный,
и родится один, а другого зарежут
и съедят, покрестившись, впрок заготовят
колбасы и копченостей, дико напьются,
будут жен колотить и бакланить пустое;
девки воском закапают темное блюдце
и такое увидят, что, Господи Боже,
визгу будет до света...
               Ударься о стену,
обернись муравьем или гадом, но все же
встанет рядом такой же, назначивший цену
за тебя, за деянья твои - в наказанье,
в поощренье - едино; затихни и следуй
тощей нитью в узоре чужого вязанья
бесконечно. Молчи. Улыбайся соседу.
Отправляйся на площадь, пытайся молиться,
запрокинувшись ликом к бесцветному небу,
и в толпе со следами вырожденья на лицах
отражайся другим, не поддавшимся гневу,
не подавшимся в судьи, чьи дрожащие плечи
увядают под черными листьями мантий
и хрустят убежденно, что было бы легче
осуждать под вино и свинину в томате,
непременно.
          Но полно. Сезон закрывая,
уходи по кривой к своему захолустью,
где сбываются сны и ржавеют трамваи,
и блуждает река, потерявшая устье.


* * *

Что ноябрь - не зима, пусть расскажет мне кто-то другой,
пусть ведет меня девять кругов по единому звуку.
Я пойду, потому что мне нужно ослепшей рукой
чью-то чувствовать руку.

Потому что живу на причале, и воздух рябой
обжигает дыхание смесью шафрана и скорби,
потому что ныряю ночами в почтовый разбой,
отправляя посланье по адресу urbi@orbi...

Потому что - один. Потому что ноябрь - не зима.
Потому что троллейбусы варят холодную кашу.
И уже не посмею насытить игрою ума
этой горькой поэзии горькую чашу.

Остается остаться, пеняя тебе, Велимир,
на способность поверить в дверной задохнувшийся зуммер.
Так господь, сотворивший расколотый надвое мир,
усмехнулся и умер.


* * *

Три истины: огонь, вода и глина.
Гончарный круг. Весь август у порога
темнела перезрелая малина
и тоже принимала форму Бога.

Я слышал музыку. В привычном гаме
и топоте на школьных переменах
звучали голоса за облаками
каких-то духовых, каких-то медных.

Не зная обо мне ни сном, ни духом,
вода в природе двигалась кругами
весь век, пока я становился слухом
и круг вокруг оси вращал ногами.

Я слушал так, что только и осталось
стать нему и не тяготиться этим,
и сознавая собственную малость,
влюбляться в женщин, улыбаться детям,

наследуя небесному гобою,
в круговорот идти водою пленной
и, возвращаясь, заполнять собою
случайные неровности Вселенной.


[info]Андрей Ширяев живёт в Эквадоре, журнал его полон фотографий с края земли. Его сайт - http://www.shiryaev.com.

Книгу его стихотворений можно достать здесь.



(31 comments) - (Post a new comment)


[info]dryashin
2009-06-09 01:39 pm UTC (link)
Первые вирши прочел. Хорошо. Эк его занесло, однако. Эквадор. А что делать, если не добраться уже обратно? Верить, что не выживешь. Что еще остается?
Стихи хорошие. Жалко.

(Reply to this)


[info]u_grin
2009-06-09 01:58 pm UTC (link)
до знакомства (виртуального) с Ширяевым, с эквадорским Ширяевым я наивно думал, что такая вот пертурбация: поэт-переставший-быть-поэтом (не писать стихи, а именно что быть-поэтом) невозможна в принципе, не быват, божья искра, разгоревшись в костер\пожар, типа не гаснет. А вот, однако же...

(Reply to this) (Thread)


[info]frema_zhu
2009-06-09 09:04 pm UTC (link)
Зови автомеханика, Грин, будешь Ширяеву свечи менять.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]u_grin
2009-06-10 05:05 am UTC (link)
он вообще-то сам не маленький
но я чета не понил - чего вы так всполошились-то? на коммент лишенный всякой эмоциональной(уж осуждающей-то во всяком случае) окраски...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]frema_zhu
2009-06-10 08:55 am UTC (link)
По-твоему, сообщить граду и миру, что кто-то перестал быть поэтом - это нейтральное высказывание, не заслуживающее реакции от несогласных? Боюсь, что такие слова требуют хотя бы доказательств от высказавшегося, и уж тем более не следует удивляться, если получишь за базар.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]u_grin
2009-06-10 09:36 am UTC (link)
см. ответ Белому. Тебе, извини, отвечать не хочу - не потому что ты неправа, а просто: скучно мне скандалить. А ты именно что хочешь поскандалить. Без меня, мон ами.

(Reply to this) (Parent)


[info]bujhm
2009-06-10 09:04 am UTC (link)
И то верно. Получилось довольно провокационно.
С такой логикой и я - раз не пишу уже несколько лет песенок - давно перестал быть бардом.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]u_grin
2009-06-10 09:35 am UTC (link)
гм... вообще-то ты их поешь как минимум. И выступаешь, записываешь диски, ездишь по фестивалям, ведешь мастерские...
а вот скажи мне, знаток-любитель Ширяева - когда у него в жж был последний (и вообще хоть один) пост, имеющий отношение к поэзии? Я уж не говорю - каким годом датировано последнее поэтическое произведение.
Ну, м.б. я неправ, не оговорив, что имею в виду свое впечатление, а не установленный факт. И не оговорив - спецально для ревнителей:)) - что ничего худого не имею в виду: человек НИКОМУ НЕ ОБЯЗАН НИ ПИСАТЬ СТИХИ, НИ БЫТЬ ПОЭТОМ, НИ ПРОДОЛЖАТЬ ЭТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ЕМУ НЕОХОТА.
Остался Ширяев поэтом или нет - он будучи поэтом УЖЕ сделал достаточно, чтобы оно осталось в культурном контексте. Заведомо больше, чем сделал\сделаю я и, подозреваю, ты (извини, на последнем настаивать не буду).
Так что лично мне если чего и жаль - что я, по всей видимости, не прочитаю НОВЫХ стихов Ширяева. Но это я переживу, думаю, и он тоже.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tamargochi
2009-06-12 08:26 pm UTC (link)
Вы элементарно ошибаетесь. Ширяев не пишет постов только потому, что у него очень упало зрение, и ему нельзя больше 15 минут в день проводить за компьютером. Это трагедия, особенно для человека, привыкшего проводить за ним сутки.
А стихи он пишет. Новые. Вот так вот.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]u_grin
2009-06-15 09:33 am UTC (link)
а их можно где-нибудь прочитать?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tamargochi
2009-06-15 08:45 pm UTC (link)
Новые он нигде не выкладывал, парочку кинул мне почитать в скайпе, но сказал, что их уже много и может наберётся на новую книжку.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]u_grin
2009-06-16 04:48 am UTC (link)
спасибо!
в данном случае мне очень приятно оказаться неправым:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tamargochi
2009-06-16 12:33 pm UTC (link)
Да в жж так постоянно, не успеешь оглянуться - уже с кем-то поругался :)

(Reply to this) (Parent)


[info]frema_zhu
2009-06-10 08:57 am UTC (link)
Божья "искра - слона убьёт, а ни шиша не схватывает" (с)

(Reply to this) (Parent)


[info]rotwain
2009-06-09 05:22 pm UTC (link)
Ох, нихренажсебе, Борисыч, у тебя комментаторы :)

(Reply to this) (Thread)


[info]gyx
2009-06-09 06:21 pm UTC (link)
именно что ,)

(Reply to this) (Parent)


[info]u_grin
2009-06-09 08:40 pm UTC (link)
эт ви про мене?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]rotwain
2009-06-10 08:19 am UTC (link)
втч

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]u_grin
2009-06-10 08:25 am UTC (link)
мдаааа....

(Reply to this) (Parent)


[info]kikimorra
2009-06-09 09:03 pm UTC (link)
О! Я только что закончила читать статью Виктора Куллэ про странное восприятие критиком Барр-Селлой поэзии Бродского. Оный критик полагал, что Б. утратил талант как только отвернулся от иудаизма. Вах, какие бывают совпадения!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]rotwain
2009-06-10 08:18 am UTC (link)
Вот-вот. Кстати, ссылочку на статью (если она электрическая) подкиньте, а?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kikimorra
2009-06-10 09:39 am UTC (link)
http://www.liter.net/=/Kulle/paradoxy.htm

(Reply to this) (Parent)


[info]white16
2009-06-09 08:29 pm UTC (link)
Вот интересно, если бы не сказать, что он в Эквадоре живет, насколько бы это повлияло на комментарии...
А стихи у Андрея прекрасны.

(Reply to this) (Thread)


[info]ecuared
2009-06-10 11:30 am UTC (link)
А что, слово "Эквадор" имеет какие то особо возбуждающие свойства?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]white16
2009-06-10 01:08 pm UTC (link)
Судя по первым комментариям, видимо да...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ecuared
2009-06-10 01:24 pm UTC (link)
В общем то неудивительно
Эквадор известный центр русского интернет порно бизнеса
Если не знали, пусть это будет Вам информацией к размышлению ПО ТЕМЕ этого топика

А Ширяев кстати собрался переезжать в Чехию
Знаете чем Чехия широко известна в узких кругах?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]white16
2009-06-10 01:28 pm UTC (link)
Знаете, нет, не в курсе. Т.е. я могу догадаться (судя по Вашему сообщению), но какое отношение это имеет к поэзии Ширяева и русскому свойству судить о зависимости эмиграции и качества поэзии – не знаю. А Андрея я знаю лично, и намеки Ваши мне не совсем понятны.

(Reply to this) (Parent)


[info]dryashin
2009-06-10 06:13 am UTC (link)
А никак не повлияло бы в принципе. Только интереса бы поубавилось.

(Reply to this) (Thread)


[info]bujhm
2009-07-04 09:49 am UTC (link)
Миш, Андрей Семёнов просил тебя спросить - там, в СГ, ничего ли креативного не поднакопилось?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dryashin
2009-07-04 05:12 pm UTC (link)
что имеешь ввиду? в каком смысле креативного? если имеется ввиду приглашение стороннего креативщика, то это скорее исключение было, просто манагер-идиот перепсдел.или имеется ввиду что-нибудь другое?

(Reply to this) (Parent)

(Deleted post)
Re: ecuared'y
[info]bujhm
2009-06-28 07:29 pm UTC (link)
http://bujhm.livejournal.com/161872.html

(Reply to this) (Parent)


(31 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…