Игорь Белый (bujhm) wrote,
Игорь Белый
bujhm

История места - глава 2. XV-XVI вв. Застройка Москвы и понаехалитуты

Возвращаемся обратно в начало XV века. Царствует московский князь Василий I, сын Дмитрия Донского. Этот холм ему приглянулся, и он построил тут свою загородную усадьбу - отдыхать от государственных дел и докучливых бояр. А чтобы было совсем удобно, возвёл и собственную домовую церковь - в честь князя Владимира. Время его правления было относительно спокойным для княжества, все разорения и войны достались отцу. Сын потихоньку присоединял разные земли и подписывал мирные договоры с соседями. Вокруг его усадьбы на холме росли пышные фруктовые сады, занимающие большую территорию.



После смерти Василия I хоромы его пришли в упадок и запустение, а вот церковь сохранилась. Она существует и поныне - её видно, когда поднимаешься от "Китай-Города", в конце улицы Забелина. Конешно же, это шестая или седьмая версия её перестройки.



Помимо домовой церкви Святого Владимира сохранились от князя и богатые фруктовые сады по склонам холма. Уж больно местность была хороша - там начали селиться и бояре. Сады существовали так долго, что в какой-то момент превратились в московский топоним - и эта местность стала именоваться Старые Сады. И вот, если мы стоим лицом к владимирской церкви, то налево как раз пойдёт Старосадский переулок. Но к Гипериону направо.

Итак, уже известны три топонима, связанные с нашей точкой - Кучково, Кулишки и Старые Сады. Совсем скоро появляется четвёртый.

В то же XV веке на склонах холма (совсем рядом с Владимирской церковью) закладывается Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Кто и когда точно его основал, доподлинно неизвестно. Одна из популярных легенд гласит, что это дело рук Елены Глинской, матери Ивана IV Грозного. Может быть, и так, и тогда время основания монастыря - 1530 год. Выговорить быстро его название у народа не получалось, и в обиход пошёл вариант попроще - "Ивановский монастырь". А за ним так стали называть и весь наш холм (один из девяти московских) - Ивановской горкой.

Монастырь этот существует и сейчас. Понятное дело, что он за свою историю многократно горел и перестраивался. Одно время его вообще сносили напрочь и упраздняли, потом, через полвека торжественно восстанавливали. В том виде, в котором он стоит сейчас, его отстроили уже после французских безобразий в Москве 1812 года. Характерный купол монастыря - это привет от похожего флорентийского собора.
История его чрезвычайно богата - одних преступниц, которых сюда заточали, на отдельную книгу хватит. Взять хотя бы Салтычиху, для которой тут прямо во дворе выкопали личную яму под вечное заточение. Но это уже другие темы.



Итак время идёт, власть меняется. В начале XVI века на престоле сидит князь Василий Третий. Первый официальный царь, отец Ивана Грозного. И надо сказать, довольно активно сидит. При нём произошло основное объединение русских земель в единое государство, и пошла весьма бурная жизнь - всяческие переселения народов (где добровольные, а где - из-под палки), резкое развитие ремёсел-торговли и натуральный строительный бум. В Москве особенно - город начал расширяться взрывообразно, вот уже построили стены Китай-Города, начинают готовить Белый город. К концу века границы Москвы очерчены уже и Земляным валом.

Чтобы было понятно, где какой город, можно посмотреть на карту. Она, хоть и 1739 года, но вполне адекватна. Грубо говоря, Белый город - это бульварное кольцо, а Земляной город - Садовое.


(увеличение по клику)

Я не буду рассматривать все 25 версий объяснения названия "Китай-Город". На мой взгляд, смысл имеет самая скушная из них. Словом "кита" обозначали связки жердей, которые использовались в строительном деле при возведении стен.

Ивановская горка в это время была престижным местом. По ней проходила живописная царская дорога, по которой Василий Третий ездил в свою загородную усадьбу. Располагалась та существенно дальше, чем у его предшественника-тёзки - а именно в Преображенском. По сторонам дороги росли всё те же фруктовые сады (тоже "царские"), и селились усадьбами важные бояре - ещё бы, каждому почётно жить "на Рублёвке".

Москва начала привлекать иностранцев. Первыми успели "понаехать" украинцы - как раз тогда решался вопрос о присоединении Украины к России, и всё это было очень интересно. Внутрь Китай-Города, правда, они попасть не успели - там уже и так все места были заняты москвичами. А вот прямо перед стенами территория была свободна - на Покровской дороге, и там стали появляться украинские подворья и разные гостиные дворы. Там-то украинский народ и селился. Украина тогда называлась Малороссией - и местность эту сначала стали называть Малороссийкой, а потом попроще - Маросейкой.
Те же, кто добрался до Москвы попозже и был победнее, селился чуть подальше - ближе к стенам Белого города - и те места стали называть Хохлы. Но разумеется, не сразу, а лет через 30-50, когда приехавшие становились уже натуральными москвичами, рожали детей и пускали корни.

Из построек и тропинок на Ивановской горке постепенно в это время начинают оформляться будущие улицы. Нынешний их хитроумный рисунок сложен не в последнюю очередь из-за речки Рачки - которая всё так же весело сбегала с холма, вливаясь в Москву-реку. Уже существует Колпачный переулок (мастера, изготовлявшие головные уборы), закладывается Большой Ивановский переулок и смыкающийся с ним Садовнический - что составит в будущем Хохловский переулок.

Почти весь городской пейзаж в то время был деревянным: избы, заборы, колокольни, мостовые (где не было деревянных мостовых - грязища). Живут служилые люди, боярские семьи, торговцы, мастера, приезжие...
Выглядело это всё примерно так (в представлении Аполлинария Васнецова - "Улица в Китай-Городе") -



Тут, конешно, очень большая натяжка, потому что сам Васнецов рисовал XVII век, а я пытаюсь его выдать за XVI. Но ничего получше не нашлось :)

Продолжение следует

DW
Tags: гиперион, раскоп
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments