Игорь Белый (bujhm) wrote,
Игорь Белый
bujhm

Телега за реальность

Будильник выдрал меня слишком рано сегодня, на быстрой фазе. Я очумело мотал головой, тёр глаза и удивлялся - надо же, сколько всего успело наприсниться, а главное - откуда всё это взялось?
Снилось мне не особо сюжетно. Будто я прогуливаюсь недалеко от дома С., с которой я не виделся уже 15 лет. Вот мы с ней случайно встречаемся, и я захожу к ней домой (в котором прожил больше года). Хожу, смотрю. Ничему не удивляюсь. Вот дорожки и улица - ага, вспоминаю, - я здесь когда-то в футбол играл (какой ещё футбол?! - это я потом соображаю). Вот единственная комната, вся заставленная мебелью (почему единственная-то? у С. их три было!) Вот подоконник, исписанный всякими знакомыми - рассматриваю, умиляюсь. Особо меня радует автограф от ЛЛео, который он там оставил, будучи выпускником военного музыкального училища, он ведь пришёл тогда в гости вместе с трубой, такой весь в форме, молодой и красивый... (господи, что это всё значит?! при чём здесь ЛЛео?) А вот огромная кирпичная труба на три этажа - помню, помню, как я её собственноручно клал с мастерком и орал песни на ветру... (это вообще уже повод застрелиться при пробуждении!)
И главное - с такой невообразимой лёгкостью выплывают эти огромные пласты несуществующей, ложной памяти, роятся, накладываются - что при пробуждении эта приснившаяся реальность оказывается на какое-то время прочнее обычной. Сидишь, мотаешь башкой, как дурак, соображая, на каком свете.

Что же всё это может означать? Или хотя бы почему так происходит и по каким возможным законам?

Находясь во сне, я ничему не удивлялся. Всё происходило совершенно естественно: надо мне было вспомнить что-то - пожалуйста, вот тебе кусок реальности готовый к употреблению. Надо его пришить к другому такому же - пожалуйста, вот тебе иголка с ниткой.
Думаю, что вообще никто во сне не удивляется, пока таким образом конструирует реальность. Удивление по поводу сна можно испытать, только сразу при пробуждении - отчего, кстати, и говорят: "от удивления проснулся". А потом человек приходит в себя, вспоминает, кто он и что надо делать - и... начинает строить уже другую реальность, привычную.

Таким образом, предполагаю вот что:

1. Человек занимается созданием своей личной реальности непрерывно - и наяву, и во сне.

2. Мне известно три способа конструирования реальности (не считая обычное физическое действие):

  • Ожидание
  • Объяснение
  • Воспоминание

    Можно провести аналогию с какой-нибудь полезной бактерией, которая в течении всей своей жизни постоянно создаёт вокруг себя некий субстрат, он же - жизненное пространство. В этом суть её существования. Вот так же и человек - неперерывно оперируя этими тремя способами в разных комбинациях - создаёт вокруг себя свою реальность. Знание и ощущение таким образом собственноручно сделанной реальности называется жизненным опытом, и он бывает, как ментальный (житейская и прочая логика), так и материальный (запомненные ощущения рецепторов своего тела).

    3. У этих трёх главных способов есть ещё кнопка запуска и специальный ограничитель. Кнопка, которая запускает тот или иной способ, - это простейшая мотивация "надо":
      а) Я ожидаю важной встречи. Мне нужно представить, как себя там вести.
      б) Я вижу, что корова летает. Мне нужно это срочно объяснить привычным себе образом.
      в) Этот человек утверждает, что он мой сын, и показывает письмо от матери. Мне нужно срочно вспомнить подробности, связанные с той женщиной.

    А ограничитель, которым мы все всегда пользуемся, - это и есть жизненный опыт. В большинстве случаев он работает, как продвинутая бритва Оккама с тремя лезвиями:
      а) Понятно, что на важной встрече меня не уволят нах сразу же. Поэтому я не буду придумывать заранее слова оправдания.
      б) Скорее всего, корову перевозят, прицепив её к крану. Он просто слишком высокий, я его не различаю.
      в) Пожалуй, я вызову милицию - в то время я сильно страдал от импотенции.

    Напрашивается очевидная зависимость: чем мощнее и богаче жизненный опыт - тем медленнее создаётся реальность. Абсолютное знание о мире остановит границы реальности намертво, но, к счастью, это невозможно.
    Сопротивление, которая оказывает реальность при своём создании, как раз и вызывает удивление. А оно-то и есть полуфабрикат будущего жизненного опыта.

    Во сне процессу конструирования реальности не мешает ничего. Нет никакого жизненного опыта - ни логического, ни чувственного. Нет никакого сопротивления - и потому и удивления тоже нет.
      а) На важной встрече, которую я жду, все участники окажутся в масках Зорро, и мы все отправимся в Тринидад и Тобаго насаждать семейные ценности.
      б) Как я мог забыть, что коровы летают! Это же очевидно!
      в) Сынок, я так скучал по тебе! И по бабушке твоей, и по внучатому племяннику со стороны троюродного кузена...

    То есть, ничем не ограниченное творчество разума в чистом виде.

    Но кстати! Тут меня спросят: "Да! А творчество? Разве оно не есть священный способ конструирования реальности? Разве мы не испытываем трепет и вдохновение, когда нам открываются иные миры, созданные гением?"
    Всё не совсем так. Творчество для одного определённого человека - не отдельный способ. Я думаю, это высокоуровневое создание собственного мира, когда все три обычных способа применяются с высокой частотой, а из швейцарской бритвы Оккама вынимаются ножницы, пилка и прочий штопор. Но для самого творца не существует понятия "творчества" - он и так, как любой другой человек, занимается этим всю жизнь - создаёт свою реальность.
    То, что мы называем "творчеством" появляется только в тот момент, когда чья-то картина реальности (умело/неумело созданный неподвижный слепок) воспринимается кем-то другим. И вызывает, соотвественно, либо восхищение, либо негодование, либо что-то ещё.
      а) Какие огромные глаза у детей на этой картине! Наверное, в Тринидаде и Тобаго они все там такие.
      б) Я тоже смотрел этот мультик в детстве - про Алису. Автор просто напоминает нам о нём.
      в) Фу, не верю! У меня башмаки стаптывались по-другому!

    Итак, сон и явь - это то, что мы создаём и не создавать не можем. Это наша функция.
    Лучше всего у нас получаются сны, но от них никакого толку.
    Высшая степень творчества возможна, если кому-то удастся посмотреть и пережить чей-то чужой сон.

    Ну и ещё пара-тройка интересных следствий есть, но это уж сами.
    Пойду спать, пожалуй.
  • Tags: придумал
    Subscribe

    • Электрические овцы

      Иногда в каких-нибудь старых научно-фантастических фильмах мне попадался такой эпизод. Люди далёкого будущего смотрят телевизор. Ну прямо как…

    • "Человек из Касселя"

      Потрясающий моноспектакль показал вчера в Гиперионе Денис Клопов. Это премьера - "Человек из Касселя". Он эту штуку вынашивал очень давно, разные…

    • Город из небытия

      Удивительная история мне попалась летом. Дело было в Америке в 30-е годы. Взрывное развитие автомобильного транспорта и появление бесконечного…

    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

    • 29 comments

    • Электрические овцы

      Иногда в каких-нибудь старых научно-фантастических фильмах мне попадался такой эпизод. Люди далёкого будущего смотрят телевизор. Ну прямо как…

    • "Человек из Касселя"

      Потрясающий моноспектакль показал вчера в Гиперионе Денис Клопов. Это премьера - "Человек из Касселя". Он эту штуку вынашивал очень давно, разные…

    • Город из небытия

      Удивительная история мне попалась летом. Дело было в Америке в 30-е годы. Взрывное развитие автомобильного транспорта и появление бесконечного…