Игорь Белый (bujhm) wrote,
Игорь Белый
bujhm

Category:

Несколько мыслей по поводу фильма А

Это я под кат уберу - а то мало ли, измученные нарзаном пострадают. Ну или в пиаре опять обвинят, не знаю.

Первое и самое главное - 3D это, конешно, прорыв. Сравнимый, наверное, с первым цветным кино. Или звуковым. Прорыв в том плане, что зритель чуть-чуть ещё глубже погружается в нарисованный мир, чем это было раньше - несмотря на все ухищрения со спецэффектами. В фильме А - как заметил Экслер в своём обзоре - "спецэффектов как таковых, можно сказать, вообще нет. Потому что весь фильм - сплошной спецэффект." То есть само это понятие начинает отмирать с этим 3D-прорывом и становится ненужным.
Да, сюжет там предсказуемый и не очень замысловатый. Но, предполагаю, это сознательно так сделано - чтоб ничто не мешало зрителю всосаться в этот фильм, как в чёрную дыру. Потому что кино - это в первую очередь зрелище, а уж во вторую - философия. Не наоборот. Кэмерон тут прав, и вообще куинбус флестрин. Два его мощных слагаемых: истошная красота Пандоры плюс 3D - и эффект погружения легко побивает ощущения всех штампов. Я думаю даже, если бы Кэмерон снял по тому же принципу какую-нибудь "Красную Шапочку" - я бы точно так же просидел все три часа с разинутым ртом, вздрагивая на сюжетных поворотах.
Искренне сочувствую Джексону - вот самую малость он поторопился, а теперь, наверное, локти кусает. Или задумывает новое издание - соответствующее уже новым стандартам кино.

Теперь откуда растут ноги у фильма.
Это очевидно, по-моему. Из рассказа Клиффорда Саймака "На Юпитере", 1944 - это один из моих любимых рассказов в НФ вообще. Оттуда полностью - сама центральная идея "аватара", то есть пересадка человеческого разума в инопланетное существо и восприятие враждебного мира с другой точки зрения. Восхищение открывающейся красотой. Затем - идея об уходе в "дивный новый мир".
В официальных источниках и интервью указывается, что Кэмерон, когда писал сценарий, вдохновлялся вовсе Берроузом ("Джон Картер - марсианин", 1964) и Полом Андерсеном ("Зовите меня Джо" - "The Avatar", 1978). Ну, не знаю. Они как-то сильно позже были написаны. Из Берроуза вообще непонятно, что там могло вдохновить режиссёра - разве что синекожие инопланетяне с Юпитера.
У Андерсена - действительно, взято многое, в частности точный облик чужого:
" - В шутку один из ребят вылепил, - сказал он. - Но здорово похоже на Джо. Только на самом деле в нем с ног до головы около пяти футов.
Корнелиус повертел в руках пластмассовую фигурку. Она изображала что-то вроде человека-кошки с толстым цепким хвостом. Этакий юпитерианский сфинкс. Торс мощный, страшно мускулистый, с длинными руками. Безволосая круглая голова с широким носом, большими, глубоко посаженными глазами и тяжелой челюстью. Лицо, впрочем, вполне человеческое. Общая окраска - синевато-серая."

Плюс оттуда же - идея о внедрении агента в чужую социальную структуру с целью как её изучения, так и взлома. И сюжетная линия инвалида, который таким способом получает второе рождение.

Во всех трёх источниках действие связано с Юпитером. И поэтому - намеренно или случайно - в небе над Пандорой по ночам висит огромная голубая перда с ясным ликом этой газовой планеты, только Большое Пятно там не красное, а голубое.

Саймак, однако, написал не просто рассказ. Текст его входит в общий роман "Город" в качестве отдельной главы. А дальше в этом романе поднимается и естественно вытекающая тема этичности ухода. Если в "дивном новом мире" всё так шоколадно - так почему бы всему человечеству туда не свалить? Вот тут уже начинаются совсем недетские коллизии, и если Кэмерон таки снимет трилогию (а он это обещает, если "фильм окупится"), хватит ли у него пороху поднять такую тему. Интересно.

Ещё один источник, для меня тоже прозрачный, - это культовый роман Гарри Гаррисона "Неукротимая планета", 1960. В фильме, когда полковник Куоритч толкал перед новичками речь насчёт техники безопасности - я внутренне присел. Почти слово в слово там пошла цитата из Гаррисона - что, мол, мир за пределами границ базы враждебен для человека на 100% всеми своими деталями. "Ё-моё, - подумал я - Неужто они вправду смогут показать Пирр, где человек погибает без защиты в течении минуты - от плевка случайной мелкой фауны или об шип случайной флоры". Но тут - увы, всё-таки общечеловеческая эстетика победила. Ну и ладно. Зато оттуда хорошим темпом переехали две идеи: первая - о планетарном разуме, объединённом действии фауны и туземцев против захватчиков; и вторая - осознанный переход человека на сторону чужой планеты ради её спасения.

Источники эти все прекрасны и дивны. Честная класическая НФ. Но вот что интересно - условие кинозрелищности требует впасть в грех антропоморфизма - иначе не зацепит. И Кэмерон туда валится просто с головой, никак не меньше. Вместо настоящих непонятных чужих у него милые и знакомые земные индейцы. Амазонские, как уверяют кинокритики. Вплоть до боевой раскраски и улюлюканья. Ну зачем чувакам, у которых есть стандартный интерфейс прямого подключения к своей планете (да и ко всякой твари, собственно), быть индейцами? Тут-то и следует отвлечься от слишком умных мыслей и поправить 3D-очки на носу. Это не НФ, а сказка. А в киноискусстве перемещение между этими жанрами возможно только в одну сторону, и чем фильм зрелищней, тем оно стремительней. И ничего ужасного или печального здесь нет.

Очень мне понравилась идея с косичкой-интерфейсом. Не встречал я такого в читаном-виденом (нейрошунт не канает). Главный герой смешно с ней знакомится - прямо как ребёнок с собственной пиписькой. И я не помню, в любовной сцене главные герои - подключались там или нет. Как-то все типы подключения в фильме описаны довольно подробно - с животными, с деревьями, с землёй - а вот вариант "человек - человек" почему-то стыдливо опущен. Видать, на продолжение оставлено.

Несколько фактов из викистатьи
1. Проект фильма был задуман ещё в 1992 году, но из-за невозможности сделать его зрелищным - в представлении Кэмерона - он был отложен.
2. После "Титаника" (1997) режиссёр было решил смахнуть пыль с проекта и выпустить его к 1999 году - но подумал и отложил его снова на десять лет.
3. Дисковое пространство, использовавшееся для создания "Титаника", - это 1/500 того дискового пространства, которое пошло сейчас на "Аватар". Петабайт.
4. Съёмки с натуральным движением снимались в Новой Зеландии. Хорошая традиция, однако.

Сайт http://www.avatar-movie.ru/ оригинальностью, увы, не блещет, а хороших игровых проектов под фильм почему-то не создали. Что очень странно - темы-то благодатнейшие: природа, язык, культура этих На'ви; копать - не перекопать, фанаты без полива вырастут.

Всё, нарзан закончился. Я, пожалуй, ещё раз в кино схожу на него.
Tags: кино, культурный ах
Subscribe

  • Тонкая Прослойка

    Вот интересно, а кто-нибудь ещё помнит этот литературный проект - "Тонкая Прослойка"? Это 1994-1995 гг. Я про него несколько раз писал в этом жж…

  • Выверты тонкой прослойки

    Мир тесен или прослойка тонка? На этот вопрос обычно не ждут ответа. Совпадения и неожиданные связи через знакомых всегда удивляли и будут удивлять…

  • Михаил Цельмс. Из Тонкой Прослойки

    Продолжая тему публикации авторов одного старого сборника стихов. Этот парень учился в то время в том же заведении, что и я - МГПИ, и был хорошо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Тонкая Прослойка

    Вот интересно, а кто-нибудь ещё помнит этот литературный проект - "Тонкая Прослойка"? Это 1994-1995 гг. Я про него несколько раз писал в этом жж…

  • Выверты тонкой прослойки

    Мир тесен или прослойка тонка? На этот вопрос обычно не ждут ответа. Совпадения и неожиданные связи через знакомых всегда удивляли и будут удивлять…

  • Михаил Цельмс. Из Тонкой Прослойки

    Продолжая тему публикации авторов одного старого сборника стихов. Этот парень учился в то время в том же заведении, что и я - МГПИ, и был хорошо…