Игорь Белый (bujhm) wrote,
Игорь Белый
bujhm

Category:

I Питерский фестиваль "Летнее Солнцестояние 2004"

Или сокращённо "ЛеСС04". Или конкретно - ежегодный питерский фестиваль АП, начавшийся в этом году. Или образно - благодать в белые ночи. Или каузально - вещь работы Оли Макеевой сотоварищи.

Я расскажу сначала главные впечатления, потом пройдусь по деталям, которые всплывают сразу, но и то - это будет не очень полносвязно. Мне бы поспать денька два-три для внятности, а так - одни восторженные междометия...

Место.
От Финского вокзала ровно два часа на электричке в сторону Приозёрска. Станция "Петяярви". Дословно переводится как "Обман-озеро" - фенька в том, что в округе полно озёр и никакого "пети". То есть, "озеро, которого нет". К тому же это единственное нерусское название на много километров вокруг. Но натуральная Карелия и недалеко финская граница.



Просторный сосновый лес, холмы, местами весьма крутые склоны. В трёх минутах ходьбы - бурливая и каменистая речка Волчья 10/1, по берегам - сплошные бобровые погрызы. В 15 минутах - старая финская плотина с заваренным колесом управления. Выглядит удивительно живописно, тем более, что плотина давно недействующая, из неё вымыло кучу брёвен, которые торчат из водопада и навевают мысли о бренном. Фонарь гордо бьёт себя в грудь и заявляет, что это он "нашёлсеверныйполюс". Вовсю цветёт сирень и седмичник. Сам фестиваль раскинулся на вытянутой ровной поляне между высокой холмостеной и спуском к параллельной реке. Сцена установлена не по-грушински, то есть карабкаться на склоны не надо, а наоборот - сразу за ней идёт фоном холм.

Время.
Очевидно, середина лета. Я наконец-то увидел, что такое белая ночь - это когда всё время ощущение четырёх часов утра. Видны все детали, люди, освещение складывается из неба, толчёновских прожекторов и двух костров-колодцев по сторонам зрительного зала. Погода тёплая, на солнце жарко, когда моросит дождь - не холодно. Ночью под утро, правда, без спальника в палатке не очень комфортно.

Организация.
Великолепная. Вызывающая острую зависть (я льщу себя надеждой, что мысль о своём фестивале у Ольги появилась после БС). То есть буквально каждая мелочь была продумана и спланирована заранее. Высокая крытая сцена, штабное пространство с гостиным двором, доска объявлений, крытый зрительный зал, Толчёнов, приехавший за день, перформанс открытия фестиваля, угловые костры... Насколько я понял, общее идееруководство было на Ольге, комендантство - на Сергее Пасухине, некоторые спонсоры и всепомоществование - Ельский, многих других организаторов я плохо знаю лично, но результат их слаженной работы впечатляет.
Особая крутость была и в организации билетов - чуть ли не личная договорённость Ольги с начальником Октябрьской железной дороги плюс путевое командирство Рыжей, благодаря чему все 24 человека добрались туда и обратно в благости и комфорте.
Если кто пропустил всё это - можно посмотреть сайт фестиваля - http://solstice.progressor.ru/, как там всё устроено.

Шлюз 32-го Августа.
Шлюз вели мы с Городилой - Пучко отчего-то решила, что у неё будет собственная мастерская без упоминания об Ассоциации (равно как и ведущих сцены она просила не афишировать эту её тайную связь :) Макеева нарисовала нас на специальной схемке, я натаскал подседалищных брёвен недалеко от нашего костра, мы там расселись и бездельничали долгое время. Затем народ пошёл косяком - неожиданно резко и плодовито. Большинство участников старалось перепобывать на всех шлюзах этого фестиваля - выход на сцену определялся рекомендациями шлюзовых - и особенной популярностью пользовалась благостная и не вредная "Мастерская умелого слушателя" (Татьяна Хейн, Дух и Данила Швец. Мы же, на мой взгляд, были довольно суровы и требовательны. Наравне с нами на шлюзе работали Джейн, На(та)шка и Рита Винокур.

Соискатели.
Не могу объяснить, почему мне нравится это слово, хотя оно совершенно из другой оперы. "Мастеримые" или "мастерящиеся" - больно криво, а "соискатели" - как-то определяет и одну и другую сторону в контексте мастерской сразу.
Так вот, соискатели, приходившие к нам на шлюз, ввергли меня в состояние печального транса. Даже когда-то в Саратове было покруче, хотя там тоже никакого фильтра не стояло. Шли, в основном, авторы, или едва начинающие или уже сложившиеся туда, где для меня неинтересно. Мы их всех подробно выслушивали и старались разбирать, где разбиралось - за время работы успели всего 13 человек (на других шлюзах пропускная способность была выше). Из отмеченных мной:
Анатолий Кушнарёв (Петрозаводск). "Пиковая дама". Вольный пересказ известного произведения с подробным описанием карточных раскладов в каждом куплете. Много изысканных и пространных речитативов, но напряжённость остаётся постоянной. Написана в качестве стёбного эксперимента, остальные вещи того же автора я бы не стал переслушивать заново.
Андрей Колпаков (Москва). В этот раз не стал читать свежих стихов, ограничился старыми и ранее не вытаскиваемыми. Стихотворение "Давай помолчим" после вычистки лишней строфы стало вполне удобоваримым.
Даша Мартынова (Питер). Девушка с пронзительной внешностью. У нас на шлюзе представляла свои композиторские работы, довольно слабого уровня. На сцену же фестиваля она вышла от Маши Булат с исполнительским номером "Запомни, Катя, я - гений!" совершенно неизвестного автора. И это было неожиданно и весьма звучно.
Наталья Лаврентьева (Питер). "Маленький бог". Очень живая и образная песенка, слушать было одно удовольствие. Если бы не зашкальное количество штампов, выпустили бы на сцену.
Альберт Макаров (Питер). Нормальный исполнитель хорошего уровня. Спел окуджавского "Музыканта", чем сильно выделился из общей массы. Правда, затем он запел Киреева, которого я на дух не выношу.
Ксения Хохлова (Питер). Долго сидела у нас на шлюзе, слушала и смотрела. Затем, когда уже всё время вышло и надо было нести результаты в штаб, неожиданно заявила, что ей в общем-то неважен разбор полётов, а важно просто спеть для 32-го Августа. После первой её песни у нас с Городилой случился малый заворот мозгов - мы совершенно точно эту вещь слышали неоднократно в разных местах и от разных людей. "Я станцую этот танец".

Прочие детали.
Совершенно замечательная церемония открытия фестиваля. Началось всё с пробежки нескольких девушек с факелами по поляне - они ими махали и громко возвещали. Одна из них била при этом в концертные тарелки, другая - в барабан, чем тоже привлекали внимание. Народ стал потихоньку подтягиваться к сцене - а там уже зажигали Ельский и Аксим, что-то рок-н-ролльное на ми мажоре. Затем их экзерсисы плавно сменились барабанным ритмом фонограммы, на середину зрительного зала выбежали две девушки в национальных шаманских одеждах и стали танцевать соответствующий танец. В конце танца они, схватив те же факелы, загадочно взбежали на холм, где зажгли огни на специальной конструкции, состоящей из двух сколоченных лесенок, соединённых вершинами. Под раскаты барабанной дроби горящие лесенки плавно разошлись, и из их середины выбежало детское население фестиваля, кидаясь в зрителей бумажными самолётиками. Апофеоз тут же был поддержан ведущей фестивального концерта, которая к этому моменту уже была на сцене - и одновременно запылали два больших костра-колодца, сложенные по углам сцены.

С нами стоял Вадим Певзнер. Он недавно вернулся из Непала, где его сильно косила лихорадка, поэтому большую часть времени он был сонный и малоподвижный. Но к вечеру он более-менее отоспался и с удовольствием репетировал на костре вместе с Городилой. Слушать его было трудно - всё время хотелось тихо повизгивать от восторга.

В день прибытия в Питер стояла удивительно хорошая погода. Мы гуляли в шесть часов утра по набережной у Финляндского вокзала и преисполнялись благодати. После фестиваля благодать никуда не исчезла - мы снова гуляли по Питеру, пытаясь показать Максу как можно больше из его чудес, и даже Маккартни, наглухо заперший всю Дворцовую площадь на кварталы вокруг, не мог нам помешать. Казанский - Исакиевский - Пётр-на-коне - Пётр-с-топором - Кунсткамера - Спас-на-Крови - Михайловский сад.

Когда Ольга и Сергей добрались до дома вечером (а там уже собралась порядочная толпа) и вышли покурить на балкон, в небе вывесили офигенную радугу в их честь. Со времён Ноя, когда её запустили в первый раз в честь открытия земли, радуга означает, что всё правильно, молодцы.

О традициях. Традиция посещать ацтекских богов была выполнена и на этот раз. Богам принесли закусь из луковых чипсов. Традиция смотреть мультфильмы в гостях у Ольги продолжилась вторым Шреком (жаль только, минут двадцать не успели доглядеть).

На подоконнике макеевской кухни водится голубь-панк. Долгое время торчал там, заглядывая в окошко, разевал клюв, что-то пытался втолковать. Затем сожрал на балконе три куска хлеба, почти из моих рук, побил трёх воробьёв и одну голубку, бегал и довольно ворковал.




ЗЫ. Некоторые фотографии уже висят в сети -
http://to-antrakt.narod.ru/jun18.html (от ТО "Антракт").

ЗЗЫ. Ну а это - не "некоторые", а вполне конкретные :)
Tags: 32-е августа, ап
Subscribe

  • Город из небытия

    Удивительная история мне попалась летом. Дело было в Америке в 30-е годы. Взрывное развитие автомобильного транспорта и появление бесконечного…

  • Московская гипноглифика

    Сначала немного литературоведения. Знакомо ли вам слово "гипноглиф"? Тем, кто увлекался переводной зарубежной фантастикой - думаю, безусловно.…

  • Артефакт

    Продолжение темы. Не выдержал любопытства - раздобыл себе тремпель на Авито. Той самой конструкции. Оказалось, это не винты. А гладкие, хоть и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Город из небытия

    Удивительная история мне попалась летом. Дело было в Америке в 30-е годы. Взрывное развитие автомобильного транспорта и появление бесконечного…

  • Московская гипноглифика

    Сначала немного литературоведения. Знакомо ли вам слово "гипноглиф"? Тем, кто увлекался переводной зарубежной фантастикой - думаю, безусловно.…

  • Артефакт

    Продолжение темы. Не выдержал любопытства - раздобыл себе тремпель на Авито. Той самой конструкции. Оказалось, это не винты. А гладкие, хоть и…