Игорь Белый (bujhm) wrote,
Игорь Белый
bujhm

Categories:

"Старая Москва в фотографиях"

Ну что, поздравляю всех с новой книгой от "Москвы, которой нет"!
Точнее, это не совсем новая книга. Это один из их первых проектов, который был сделан ещё в 2005 году. Этих роскошных альбомов тогда было напечатано очень мало, и они все разлетелись за несколько месяцев. Те, кто не успел, кусали локти.
И вот - второе издание.







Это подарочный фотоальбом. Тяжёлый, в кожаной обложке. Внутри - хитроумнейшая металлизированная печать с серебром. И большие качественные фотографии работающей машины времени.
Хроноканал пробит в Москву, в период с 1900-х по 1930-е годы. Город снимали непрофессионалы, которые просто гуляли по улицам со штативом и заглядывались на виды. Как что им нравилось, они тут же ставили на землю свою технику и фотографировали, не обращая внимания на идущих мимо людей и проезжающих извозчиков. Из-за этого и возникает эффект распахнутого окна в настоящее прошлое, не открыточное. В этих окнах видно огромное количество деталей и мелочей (снимки большие, их можно рассматривать с лупой!) - фасоны кепок беспризорников, устройство тележной чеки, опечатки на вывесках - именно из них складывается дух ушедшего времени.
От этих фотографий доносятся почти реальные звуки. Самые частые - стук копыт по брусчатке. Затем - шорох шагов прохожих, щебетание птиц, отдалённый гул толпы на рынках и гуляниях, дребезжание трамваев.

Конешно же, к каждой фотографии идёт сопроводительный текст - нынче без помощи знатоков-краеведов эти места почти не узнать. Особенная крутость этого издания состоит и в том, что эти сопроводительные тексты даются на шести языках - русском, английском, немецком, итальянском, французском и испанском.

Альбом на сайте издательства

Общий вид и некоторые фотографии




Советская (Тверская) площадь. 1930-е годы.

     Площадь образована в 1790 году на месте двора усадьбы князей Долгоруковых для устройства плаца для развода караула перед домом московского генерал-губернатора. Площадь с галереей и колоннами проектировал знаменитый архитектор М.Ф.Казаков, однако работы были отложены до «более благоприятного времени».
     В 1912 году Тверская площадь получила название Скобелевской, на ней был поставлен памятник герою русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов генералу М.Д.Скобелеву. В 1918 году памятник убрали, ссылаясь на отсутствие художественной ценности. Тогда же на его месте воздвигли обелиск Октябрьской революции со статуей Свободы. До начала 1940-х годов изображение обелиска было официальным символом столицы.
     В 1930-х годах площадь подверглась реконструкции, в 1941-м обелиск снесли. В 1954 году его место занял памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому. В 1960-х годах существовали планы воссоздания монумента Свободы и переноса памятника Долгорукому к Новодевичьему монастырю, но они не были осуществлены.





Река Москва. Вид со старого Большого Каменного моста (снесен в 1937 году). 1910-е годы.

     Слева открывается вид на Кремль и Кремлевскую набережную. На первом плане — водовзводная (Свиблова) башня, за ней видна колокольня Ивана Великого — самая высокая московская колокольня. На заднем плане — Беклемишевская (Москворецкая) башня.
     Справа — Софийская набережная, претерпевшая с тех пор существенные изменения. Название набережной дала построенная здесь церковь Софии (Премудрости Божией), колокольня которой возвышается над домами. Она построена в 1862 году архитектором Н. И. Козловским.
     Ежегодно, 6 января, Кремлевскую и Софийскую набережные заполняли толпы москвичей. На лед реки через Тайницкие ворота спускалась церковная процессия — крестный ход. У проруби, под пушечный салют, совершался обряд водосвятия.





Тверская улица, гостиница «Националь» и гранд-отель «Париж». 1910 год.

     Шестиэтажная гостиница, расположенная на углу Тверской и Моховой улиц, построена по проекту архитектора А.И. Иванова в 1903 году. «Националь» сразу стал считаться одним из самых дорогих и роскошных московских отелей. Кроме того, он был единственной гостиницей, оборудованной лифтами.
     Напротив «Националя», на углу Тверской улицы и Охотного ряда, стоял отель на 88 номеров — гранд-отель «Париж». Он был популярен из-за дешевизны номеров (цены в «Париже» были в два раза ниже, чем через дорогу в «Национале») и удобного расположения.
     «Париж» был снесен вместе с другой исторической застройкой при расширении Тверской улицы в 1935 году. На его месте возвели здание Совнаркома (нынешнее здание Государственной Думы РФ). «Националь» уцелел, в 1918 году отель выполнял роль 1-го Дома Советов, но с конца 1920-х годов вновь стал работать как гостиница.





Разрушение храма Христа Спасителя в Москве. 1931 год.

     Храм Христа Спасителя задумывался как храм-памятник погибшим в Отечественной войне 1812 года. 12 октября 1817 года произошла закладка храма на Воробьевых горах. Руководил работами Александр Витберг. По замыслу зодчего, храм должен был возвышаться над городом, однако, по ряду причин проект не был завершен. Новый принадлежал архитектору Константину Тону и был одобрен Николаем I 10 апреля 1832 года.
     Собор, расположенный на площади Пречистенских ворот, недалеко от Кремля, создавали очень талантливые люди. Фасад оформляли такие скульпторы, как барон Клодт, Рамазанов, Логановский, расписывали художники Суриков, барон Нефф, Кошелев, Семирадский.
     5 декабря 1931 года начался снос храма Христа Спасителя. Горельеф работы скульптора А.В. Логановского «Сергий Радонежский, благословляющий Дмитрия Донского на поход против татар в 1380 году» решением специальной комиссии был спасен. Фрагменты привезли в Донской монастырь, где горельеф был восстановлен. Там его можно увидеть и сегодня.





Красная площадь, праздничная демонстрация у деревянного мавзолея. Середина 1920-х годов.

     Деревянный мавзолей был построен взамен первого, временного варианта, просуществовавшего с января по август 1924 года. Уже в марте первый мавзолей закрыли и началось строительство нового. Разработать проект было поручено автору Казанского вокзала архитектору А.В. Щусеву. Он смог решить главную задачу: соединить воедино усыпальницу, памятник и трибуну. Через семь месяцев на Красной площади появилась ступенчатая пирамида с лестницами, включенными в общий объем. По словам очевидцев, деревянный мавзолей оказался очень красивым.
     Деревянный мавзолей В.И. Ленина простоял 5 лет и в июле 1929 года был заменен на современный, каменный, в плане практически идентичный прежнему. Тогда же произведена реконструкция Красной площади. В 1944 году на мавзолее устроена правительственная трибуна.
     Фотограф запечатлел момент шествия пионерских отрядов.





Памятник Минину и Пожарскому у Верхних торговых рядов (ГУМ). 1920-е годы.

     Памятник работы скульптора И.П. Мартоса был поставлен на Красной площади в 1818 году по указу императора Александра I. Как писал дореволюционный путеводитель, «памятник обошелся в 150 тысяч рублей, на отливку пошло 1350 пуд. меди и олова и 1200 пуд. бронзы». По замыслу автора, «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает одной рукой руку Пожарского — в знак их единомыслия — и другой рукой показывает ему Москву на краю гибели». Именно это обусловило место установки памятника перед Верхними торговыми рядами: Минин указывал рукой на Кремль — центр России.
     В Верхних торговых рядах после революции разместился ряд мелких промышленных и торговых контор.
     В 1930 году памятник Минину и Пожарскому для удобства проведения парадов и демонстраций был передвинут к Покровскому собору (собору Василия Блаженного).





Театральный проезд в сторону Лубянской площади, Пантелеймоновская часовня. 1920-е годы.

     Часовня Пантелеймона Целителя, или Пантелеймоновская часовня, была выстроена около Владимирских ворот Китайгородской стены для хранения афонских святынь в 1881 — 1883 годах.
     Внушительное здание часовни в византийском стиле принадлежало Русскому Пантелеймоновскому монастырю на Афоне. Монастырь этот был известен тем, что в нем хранились мощи святого Пантелеймона Исцелителя — врача-христианина, бесплатно лечившего больных. Именно они были помещены в часовню близ Владимирских ворот, куда стекались страждущие, молившие святого об исцелении.
     19 апреля 1925 года президиум Моссовета принял решение о закрытии часовни. Тогда за нее вступились митрополит Вениамин и А.И. Введенский, отмечавшие, что «Пантелеймоновская часовня является одной из немногих церковных единиц обновленческой ориентации г. Москвы». Часовню оставили в покое. Но в 1929 году закрыли часовню в Богоявленском монастыре, а в 1932-м закрыли часовню и у Владимирских ворот. Через год ее снесли.





Улица Покровка, вид от площади Покровских ворот. 1930-е годы.

     В XV — XVI веках в этой местности росли великокняжеские сады Ивана III. Дорога к ним из Кремля пролегала по улице Покровской, в XVII веке поделившейся на две ныне известные: Покровку и Маросейку. Само название улице дала церковь Покрова в Садех, здесь расположенная.
     В 1861 году по проекту архитектора М.Д. Быковского на Покровке, близ Покровских ворот, строится здание церкви Троицы на Грязях. В 1929 году храм был закрыт, в нем сначала помещался клуб, потом канцелярские помещения, а с 1979 года — Московский областной дом художественной самодеятельности профсоюзов. С 1992 года в церкви возобновлены богослужения.
     Одним из главных архитектурных украшений старой Москвы являлась знаменитая церковь Успения на Покровке. Двенадцативерхая церковь была выстроена в 1696 — 1699 годах купцом Сверчковым. Церковь была настолько хороша, что, согласно легенде, даже Наполеон выставил возле нее специальную охрану. Тем не менее в 1935 году Моссовет принял решение о ее сносе, и в 1936 году жемчужина зодчества была разрушена под предлогом расширения тротуара.





Мясницкая улица, почтамт. До 1915 года.

     Мясницкая улица возникла как дорога в город Юрьев-Польской. Она начиналась у Ильинских ворот Китай-города и уходила прочь от Москвы по нынешним Лучникову и Большому Златоустинскому переулкам. Однако в начале XVIII века направление дороги несколько изменилось.
     Московский почтамт был основан в 1700 году и с 1742 года размещался на Мясницкой, 40. В 1792 году для почтамта покупается участок земли, на котором в 1912 году торжественно открыто новое здание. Почтамт был обустроен со всем тщанием, интерьерами копировал парижский, имел стеклянную световую крышу центрального зала работы инженера Шухова, а в вестибюле были поставлены автоматы для продажи марок.
     Открытию почтамта придавалось такое значение, что празднование 200-летнего юбилея Московского почтамта перенесли на год, лишь бы совместить два события. Кстати, с того времени почтамт на Мясницкой не подвергался какой-либо глобальной реконструкции.




Альбом доступен к заказу
Tags: издательство «memories»
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments