Игорь Белый (bujhm) wrote,
Игорь Белый
bujhm

Category:

Интернет-пасхалки. Классификация

Увидел у Лина подборку интернет-пасхалок, порадовался. Всё-таки, это целая отдельная индустрия и специализация. Ниже краткие размышления по этому поводу и моя личная коллекция.

Интернет-пасхалка – оно же «пасхальное яйцо», оно же «easter egg» – это не умильные электронные открыточки на Пасху. Это вообще с религией не связано.
Для тех, кто каким-то чудом не в курсе: изначально это были недокументированные возможности в компьютерных играх, какие-то навороченные секреты, открывающие или имя разработчика, или вообще какой-нибудь отвлечённый треш. Впервые пасхалки появились ещё в 1979 году, а потом распространились с игр на серьёзный софт, кино, технику и, естественно, интернет-сайты.

Кусочек моей старой пасхалки с сайта журнала по недвижимости (уже не существует, к сожалению):



Я пока не встречал какого-либо серьёзного изучения этого дела, даже минимальной попытки классификации. Может быть, не повезло, а может, такого и действительно нет. И зря, потому что материала уже выше крыши.
Например, все интернет-пасхалки можно описывать по двум параметрам: этическое происхождение и целевое назначение.

I. ЭТИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

У любого сайта есть три демиурга – сущности, которые причастны к его появлению на свет: Исполнитель (И), Подрядчик (П) и Заказчик (З). Это максимальный вариант, понятно, что во многих случаях Подрядчик и Заказчик сливаются в одно лицо, или же вообще вся троица сидит в одном человеке. Пасхальное яйцо на сайте является результатом взаимоотношений этих трёх сущностей.
И по этому признаку пасхалки на сайтах бывают:

1. Конфликтные

А) И ↔ П или И ↔ З

Исполнитель конфликтует с Подрядчиком (Заказчиком). Например, ему не заплатили за создание сайта или как-то ещё обидели, или он желает как-то показать свою самостоятельность в проекте и потешить честолюбие. И вот он придумывает какую-нибудь собственную херь на сайте, глумится над святым логотипом заказчика или иным образом гадит в душу своим врагам.
Рано или поздно насранное обнаруживается Заказчиком и происходит закономерный скандал: И ↔ П ↔ З. Такие пасхалки обладают самым ярким эффектом, но срок жизни их стремится к нулю. Остаются лишь бледные упоминания о них на замшелых форумах, да байки старых сисадминов за пивом.
Немного более живучи вот эти:

Б) И + П ↔ З

Исполнитель и Подрядчик живут душа в душу и хором втихомолку ржут над Заказчиком. Как и в первом случае, тайное знание об этом глуме попадает в широкие интернеты, доходит до адресата и начинается ругань и нелюбовь. Если Заказчик туп, то, пользуясь своей властью, он изничтожает пасхалку, сколько бы остроумной она ни была. Если умён, то договаривается с Подрядчиком на предмет осмысленных изменений пасхалки или же принимает её как есть. Ибо любая пасхалка есть благо для сайта – какой бы страшной (бредовой) она ни была, она притягивает людей. К тому же она поддерживает веру в человечество и его чувство юмора.
Поэтому почти все существующие на нынешний момент сайтовые пасхальные яйца относятся к группе:

2. Полюбовные – И + П + З

Какие-то пасхалки здесь, возможно, изначально были конфликтными, но большинство изобретено и согласовано на стадии планирования сайта. И их уже можно рассмотреть по следующиему критерию:


II. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

1. Рекламные
Это крайний случай извращения хорошей идеи, и интереса эти пасхалки, в общем, не представляют. Их, к счастью, совсем немного.
Например, http://www.energoservis.net/ - кликнуть 5 раз на луну в баннере. Только не надо вестись и кликать дальше в процессе – понесёт на игровой сайт, купивший эту пасхалку в качестве прямой рекламы для себя.

2. Тематические
Большей частью, это неплохие решения – как правило, они поддерживают общую идею сайта и являются юморными приколами разной степени крутости. Например:

Калининградская Федерация скалолазания и альпинизма http://baltrock.nx0.ru/ - кликнуть на стропу в правом верхнем углу.

Туристический сайт http://greenbag.ru/finland - кликнуть на нос левого оленя. Очень похоже, что изначально это была конфликтная пасхалка, которая потом была превращена в рекламно-тематическую.

Сайт для автомобилистов http://www.doroga78.ru/ - три раза кликнуть на светофоре в низу страницы. Причём, можно сначала по одному кликать, а потом по второму.

Ювелирный магазин http://zoloto585.ru/ - там горизонтальная прокрутка сайта. В правом краю (надо промотать) стоит охранник. На него можно кликнуть несколько раз до появления вооружённого бандита.

Сайт фильма «Билет на Vegas» - например: http://biletnavegas.ru/stories/ - найти в фоне велосипедный звонок, кликнуть и придержать. Или http://biletnavegas.ru/creators/ - кликнуть на синюю конфетку. Впрочем, там ещё куча всего зарыта.

Интернет-магазин бытовой техники http://www.parkbt.ru/ - кликнуть на точку в логотипе вверху по центру.

Магазин электроизделий http://silatoka.ru/ - там в низу страницы есть электрощуп, которым можно наводить на разные элементы сайта.

3. Отвязные
В этой группе находится всё остальное, что может привлекать человечество в массе: эротика, кровища, мат, чёрный юмор, смешной бред и прочее. В том числе простенькие онлайн-игрушки, например, вот эта пара:

Интернет-студия http://q-seven.ru/p/works/sites/ - кликнуть на точку в заголовке.
Гостиничный сайт http://www.elpida.ru/ - кликнуть на левый верхний балкон в шапке сайта.

Но самые яркие, конечно, максимально бредовые пасхалки:

Ветеран и старожил – легендарный «Газон-Авангард» http://www.gazon-avangard.ru/redactor.php - дождаться появления в шапке надписи «Газон» и три раза кликнуть по серпу.

Ещё одна старейшая шутка – курорт «Лазурное» http://www.lazurnoe.com/ - кликнуть на чайку.

Социальный проект «Ты не один…» http://www.not1.ru/ - покликать на человечков в логотипе.

Рыбацкий сайт http://www.fishingspb.ru/ - три раза кликнуть на рыбака в лодке.

Литературный сайт http://fantlab.ru/ - кликнуть на лупу слева от строки поиска. Простенько и со вкусом.

Аудиокниги http://bobrikov.net/ - кликнуть бобру на язык в логотипе. Со звуком.

Ещё один социальный проект http://chtodelat.com/ - можно много раз кликать в пустом месте на шапке сайта, потом ловить тролльфейс и смотреть, как изменился сайт.

Производитель резиновой плитки http://www.ecostep-center.ru/ - пять раз кликнуть на жёлтую анимированную стрелочку слева от заголовка «Травмобезопасные покрытия». Забавно то, что потом можно ещё пройтись по новообразовавшимся ссылкам и поиметь дальнейший фан.

Сайт интернет-рекламщиков http://okmedia.ru/chat_room.php - здесь можно поговорить с роботом. Например, попросить его показать сиськи или попу. И, по-моему, это всё-таки тематическая пасхалка.

И, наконец, знаменитая жемчужина пасхальной индустрии – магазин каминов http://i-kamin.ru/maps/sushevskiy_val.html - кликнуть на логотип магазина на карте. И смотреть со звуком.




Коллекция пасхалок всех типов на русском
Коллекция на английском

DW
Tags: напесал, ссылки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments