Игорь Белый (bujhm) wrote,
Игорь Белый
bujhm

Categories:

Облачный атлас

"Облачный атлас" правильно воспринимать так: сначала фильм, потом книга, потом опять фильм. У них совершенно разная структура.
В книге все истории чётко выстроены в форме пирамиды: начало первой - начало второй - ... - последняя целиком - ... конец второй - конец первой. И при этом каждая история на порядок сложнее и глубже, чем показана в кино. Местами даже общий смысл другой.
В кино всё перемешано и понятно, почему. Зрительное восприятие - в первую очередь эмоционально, и законы драматургии никто не отменял. Сначала идут завязки всех историй, потом развитие каждой, все кульминации и в конце - все финалы. Множественные перетекания историй одна в другую на каждом драматургическом этапе - это, собственно, и есть гениальная режиссёрская работа; тот уровень произведения, который никак в книге показан быть не может. Зрителю достаётся отдельное специальное удовольствие самому раскладывать и расправлять в голове все сюжеты. По-моему этот "Облачный атлас" надо включать в учебный курс режиссёров по теме "экранизация книги".
Фильм вообще, надо сказать, каким-то хитрым образом обращается напрямую к самой древней и любимой игре человеческого мозга - поиску закономерностей. Древней - потому что с этого процесса мышление начинается как таковое (кто там на дереве в сумерках? обезьяна? нет, не та форма. глаза горят? да. хвост длинный? да! делаем ноги!) А любимой - потому что до сих пор жива, например, личная внутриголовная игра "не наступи на трещину в асфальте" - она же: "не наступи на лежащую ветку", она же: "не наступи на змею". Это такая рутинная бесконечная программа, которая может постоянно выполняться в подсознании (параллельно со многими другими циклами), но мозг ей очень дорожит и всегда выделяет ресурсы на её работу.
После фильма этот процесс запускается надолго. Как потом выяснилось, режиссёры ещё насовали в фильм несколько мелких деталек, которых в книге не было. Это делу не повредило. Ну и восемь главных актёров, которые играют всех главных персонажей во всех временах - это сильный ход.

Но к теме реинкарнаций "Облачный атлас" не относится. Он про другое. В центре - очевидная идея, что все человеческие поступки отражаются в прошлом и в будущем, как круги по воде. Пытаться их проследить или пробовать как-то охватить разумом - можно, но у человека это получается очень редко и, как правило, на единый миг (см. "Алеф" Х.Л. Борхеса), это вообще не человеческая задача. А уж попытка фиксирования такого - совсем бессмысленна и подобна ношению воды в решете или рисованию карты облачного покрова.
Но несмотря ни на что - именно эти редкие бесплодные потуги и оправдывают существование человека.

ЗЫ. А вот атлас "Облачного атласа" - нарисовать можно.



Update: Путеводитель по персонажам (англ.) - небольшая, но очень полезная статья. Объясняет некоторые детальки фильма.

DW
Tags: кино
Subscribe

  • Сонгбук 2

    Тыдыщ! Готов второй сонгбук - к диску "Персонаж" (1998). Разобраны песни: 01. Баллада о том, что все люди умеют летать 02. Иван-царевич 03.…

  • "Край без короля"

    У меня вышла книга, которую я считаю большой удачей 2016 года. Работа над изданием шла долго, несколько лет, большей частью за океаном, потому что…

  • Сонгбук 1

    Всё, уже можно написать. Летом я начал работу над своим первым сонгбуком - по альбому "Карман для Августина" (1996). Это сборник текстов и аккордов к…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Сонгбук 2

    Тыдыщ! Готов второй сонгбук - к диску "Персонаж" (1998). Разобраны песни: 01. Баллада о том, что все люди умеют летать 02. Иван-царевич 03.…

  • "Край без короля"

    У меня вышла книга, которую я считаю большой удачей 2016 года. Работа над изданием шла долго, несколько лет, большей частью за океаном, потому что…

  • Сонгбук 1

    Всё, уже можно написать. Летом я начал работу над своим первым сонгбуком - по альбому "Карман для Августина" (1996). Это сборник текстов и аккордов к…