Игорь Белый (bujhm) wrote,
Игорь Белый
bujhm

Categories:

Слово о тремпеле

I. ТЕОРИЯ

Людям обычно нравятся истории про людей, чьи имена превратились в нарицательное понятие. Особенно, если это произошло благодаря их таланту и трудолюбию. Вот, например, был такой повар Люсьен Оливье во второй половине XIX века в Москве. А теперь его именем называют любой салат, где есть небольшой список достаточно простых ингредиентов. Или английский фабрикант Джеймс Ватман - ещё раньше, в XVIII веке - изобрёл технологию получения качественной бумаги, а теперь у нас любой лист формата А0 называется в его честь. Кульман, Наган, Маузер, Галифе, Сэндвич и даже Хулиган с Бойкотом - в ту же копилку; всё это были конкретные люди, каждый со своей историей, порой совсем не связанной с созидательным трудом.

Не только личные имена превращаются в общеупотребительные слова. Бывших названий фирм и торговых марок - намного больше. Унитаз, ксерокс, кеды, фен, вазелин, скотч, акваланг, одеколон, термос, поролон, фломастер - это только те, что на поверхности.

Это, в общем, естественный процесс. Такие имена, прошедшие путь из собственных в нарицательные, называются эпонимы. Считается, что есть три основные причины перехода торговой марки (фамилии) в эпоним:

1. Если до появления этой марки на рынке таких товаров просто не существовало.
2. Если после появления товара у него долго не было ни одного сравнимого конкурента.
3. Если в языке отсутствует простое слово для обозначения такого предмета.

Но всё это теория. Пора переходить к конкретике.
В нежно любимом мной городе Харькове есть несколько прекрасных особенных слов, по которым харьковчанин определяется в любой точке мира. Филологи называют это региональными диалектизмами. Например: ракло, ампулка, рембуль, марка, делис, мастерка и т.п.
И жемчужина харьковского диалекта - тремпель.



II. ЛЕГЕНДА О ТРЕМПЕЛЕ

Каждый харьковчанин знает, что это такое с детства. Каждого харьковчанина можно растолкать ночью и спросить: откуда пошло это слово? И он, не открывая глаз, поведает следующее:

"В старом дореволюционном Харькове жил один немец-фабрикант и фамилия у него была Тремпель. Уже тогда в городе работали несколько конкурирующих между собой фабрик и мастерских по пошиву одежды. Каждый из конкурентов думал, как выглядеть привлекательней в глазах своих клиентов. Фабрикант Тремпель обратился к специалистам, по нанесению рисунков и изображений на любую поверхность и заказал особые, как сейчас говорят «фирменные» плечики для одежды. Теперь пальто, пиджаки и шубы продавались вместе с фирменными плечиками и харьковчане, оценив предложение стали называть их по логотипу на изделии «ТРЕМПЕЛЬ». Идея, пришедшая в голову господина Тремпеля, увековечила его фамилию в истории швейного дела."


Это классическая легенда, которой забит интернет и которая прекрасно согласуется с теорией эпонимизации торговых марок. Есть только одно "но".

Дорогие харьковчане! Пожалуйста, поднимите руку, если вы своими глазами видели в жизни эти плечики с маркой "Тремпель". Держали их в руках. И - что совсем невероятно - они у вас есть дома и вы можете прислать их фотографию.
Спасибо. Вы и вы - можете опустить: воспоминания детства не годятся. Остальные удивлённо молчат.
Единственную существующую в интернете "фотографию тремпеля" - не предлагать, это очевидный фейк. Ниже объясню, почему.

Как такое может быть? Такая роскошная легенда неминуемо подразумевает наличие огромного числа исторических доказательств, не считая самих вешалок с упомянутым клеймом - фотографий господина Тремпеля, рекламу в газетах, письма, счета, чеки, в конце концов - хотя бы упоминание о таинственном фабриканте в списках харьковских мануфактурщиков.
Ничего этого нет.

Исчисление вечно исчезающего тремпеля - давняя головная боль харьковских историков и краеведов. По нескольку раз давно пересмотрены все подшивки харьковской периодики что до революции, что после. Изучены амбарные книги и списки фабрикантов. Подняты все доступные справочники. Неоднократно опрошены все местные коллекционеры антиквариата. Пусто. Нет Тремпеля, хоть ты тресни.

Ладно. Давайте смотреть, что точно есть.


III. ФАКТЫ

1. Легенда о Тремпеле и тремпеле
Крайне популярна. Харьковчане очень любят её рассказывать. Искренне удивляются, когда в других городах не понимают это слово. В Харькове сейчас этим словом называют бары, дизайн-студии, журналы, фестивали моды и массу всего прочего.
При этом надо заметить, что детали легенды достаточно размыты. В разных зафиксированных в интернете её текстах встречаются разночтения. Например, иногда во главу истории ставится факт, что раньше "плечиков" для одежды вообще не было. Или были, но без нижней перекладины. Также гуляет время события: то дело происходит в середине XIX века, а то в начале XX. Нет согласия в имени фабриканта - встречаются варианты: Альберт, Зигмунд, Михаил и т.п. Нет чёткого указания на происхождение Тремпеля - то ли он немец, то ли бельгиец, а то ли вообще еврей (Сумы).

2. Ареал слова (и легенды)
Ну да, Сумы. А ещё - Луганск, Донецк и Полтава, то есть вся Слобожанщина с южными районами. Плюс примыкающий к ней с севера Белгород, чьи историки считают, что "тремпель"- исконно белгородское слово.
Отчего-то дальше это слово не пошло. В Киеве, например, его нет в широком ходу. В Воронеже и Волгограде - тоже нет. С юга - море.

3. Пути распространения слова
Вот тут интересно. Многие люди из сопредельных к ареалу городов, кто пишет в интернете свои воспоминания об этом слове, отмечают, что у них в городе это слово, конешно, не очень знают в обычной жизни, но на рынке - понимают все. Это означает, что пути распространения понятия "тремпель" - в основном торговые. От рынка к рынку. Города на Слобожанщине очень хорошо связаны давними торговыми путями. Тем более, что с 1919 по 1934 год Харьков (если мы принимаем его как точку зарождения легенды) был первой столицей Украины - и жизнь вокруг него довольно сильно кипела.

4. Фамилия Тремпель
Не поверите - редчайшая. В Харькове носители не обнаружены. Силами харьковских краеведов (общество "Харьков Манящий") был найден один-единственный Тремпель А.А. - автор тонкой брошюрки "Краткое описание Троицкой экономии А.Н. Масловой Курской губернии Новооскольского уезда". Брошюрка вышла в Харькове в 1887 году и содержала, как гласит упоминание о ней, 27 страниц. (Не надо думать о том, как в брошюре может быть 27 страниц, это снесёт нам крышу и отвлечёт от темы).

Ещё один представитель этой фамилии найден в списках репрессированных Ленинградской области.
Тремпель Павел Карлович, 1897 г. р., уроженец и житель д. Ольгино-Коровино Кингисеппского р-на Лен. обл., ижорец, беспартийный, колхозник. Арестован 9 июля 1938 г. Расстрелян в г. Ленинград 17 октября 1938 г.
http://visz.nlr.ru/searchname.php?lname=%D2%F0%E5%EC%EF%E5%EB%FC&sub=%CD%E0%E9%F2%E8
Всего записей в проекте "Возвращённые имена": 193378. Удовлетворяют запросу "Тремпель": 1. Можно оценить встречаемость фамилии. К тому же Павел Карлович - ижорец. Их в середине XIX века всего-то было 17800 человек, и все они компактно жили к западу от Питера, в своей Ингерманландии. Где Питер - а где Харьков.

Иностранцев Тремпелей в расчёт брать вообще смысла нет, их тоже мало.

Довольно долгое время я раскапывал возможную связь легенды с фамилией Ремпель. Проверял версию субстантивизации выражения "плечики о[т Ремпеля]". Людей с такой фамилией на Украине много, как немецкого, так и еврейского происхождения. Но нет, версия не подтвердилась.

5. Упоминание в литературе
Это правильный способ определения времени появления понятия в языке. Те же харьковские краеведы, о которых я писал выше, говорят, что впервые так тремпель упоминается, начиная с 30-х годов XX века. Это важно.
Вот запись выступления харьковского краеведа Антона Бондарева на тему тремпеля.

А был ли Тремпель? Исследование Харьковских моняков



К сожалению уважаемые краеведы оказались смущены информацией из Википедии, гласящей, что "первые плечики были изобретены в Соединённых Штатах в 1903 году". Некто Альберт Паркхаус, работавший на проволочном заводе, согнул для своих нужд кусок проволоки, сделав крюк и две петли - и человечество обогатилось новым полезным предметом. Увы, во-первых, эта информация прибрела из англоязычной Википедии. Ту страницу заполняли американцы, для которых Европа - это за пределами Солнечной системы. А во-вторых, речь в этом пассаже идёт о проволочных плечиках.
Вот они:


И по ссылке на источник (ebay.com) можно детально рассмотреть этот предмет. От него ведёт своё происхождение хорошо известная в СССР складная вешалка.

6. Фотография
В интернете существует ровно одна фотография предмета, который претендует на доказательство легенды о Тремпеле. Вот она:



И я предполагаю, что это современный фейк. Изготовил его неплохо разбирающийся в теме человек. Но в чём подвох?


IV. РАЗБОР ФЕЙКА

Во-первых, существует аналог этой фотографии со следами фотошопа. Именно эту фотографию обнаружили харьковские краеведы и сильно удивились.



На второй фотографии с бордовым фоном убран край дивана, попавший в кадр (правый нижний угол) и изменён фон поверхности с помощью фотошопа. Инструмент Hue/Saturation, полозок Hue передвинут на значение 180. Кому бы и зачем это понадобилось?

Первое появление фотографии с зелёным фоном - 2010 г. Группа ВКонтакте "Старый Харьков"
http://vk.com/photo-17590728_191325387

Появление отредактированной верии с бордовым фоном - 2011 г. Сайт EtoRetro.ru (фотографии старых городов).
http://www.etoretro.ru/pic15326.htm
Выложил эту фотографию там пользователь под ником GraphicFox, который в своём профиле честно признаётся, что он из создателей сообщества "Старый Харьков".
Всё сошлось на одном и том же человеке, любителе харьковской старины, харьковском художнике и дизайнере по имени Андрей Иванов.

Update: впрочем, следы фотографии тянутся дальше. Как пишет Александр Стадник (тоже имеющий отношение к "Старому Харькову" в комментариях:
"...фото было найдено на аукционе molotok.ru, после чего мы сразу радостно выложили его в сообществе Старый Харьков. Лот стоил каких-то совершенно адских денег, которых у нас, к сожалению, естественно, не нашлось. И, судя по такой стоимости, это должен был быть оригинал, хотя это, конечно, на совести владельца лота. Качество фото, соответственно, обусловлено тем, что на тот момент на Молотке были ограничения по размерам фото. Отсюда же и изменения, внесенные Андреем в фото на ЭтоРетро: хотелось повысить качество изображения и чисто эстетически перенести акцент с фона на сам объект."


Во-вторых, форма плечиков выбрана хорошо. Действительно, в описываемое в легенде время именно такие тремпеля были хорошо распространены. Примерно 1890–1910 гг.

Склад Я.А.Добрынина (Санкт-Петербург):



Магазин Куликова (Санкт-Петербург):



Универмаг Гвардейского Экономического Общества, Петроград.
Выставка "Лики Харькова" (2012), источник



Надо сказать, что в Харькове, конешно, были и свои собственные производители плечиков; они хорошо известны и их имена подтверждаются документально. Форма у них была своя, хорошо узнаваемая.

Это братья Малы, чехи, которые известны тем, что обучали жителей Харькова гимнастике. (Источник - тоже выставка "Лики Харькова").



Или Товарищество В.Г.Пономарева и П.П.Рыжова - в числе директоров которого был один из купцов Жевержеевых - а это весьма значимая фамилия для Харькова. Фото из уже упоминавшейся группы ВК "Старый Харьков".



Но давайте вернёмся к обсуждаемой фотографии. Там под надписью "ТРЕМПЕЛЬ" есть ещё что-то странное. Будто отпечаток поцелуя.
Это попытка изобразить надпись "Привилегiя для Россiи за № ХХХХХ". Привилегии такие действительно выдавались российским промышленникам, если они хотели производить товары, запатентованные за рубежом - например, двигатели или станки. Для плечиков такие известные клейма ставились на обороте, с противоположной стороны от местной торговой марки. Для крупных магазинов Киева и Питера.



Ну и в-третьих, что самое очевидное - слишком светлое дерево у фейкового тремпеля. Мы достаточно уже нагляделись на старинные плечики, чтобы это заметить. Сделано недавно из хорошей берёзовой доски (возможно на школьном уроке труда), надписи нанесены вручную.

Ладно, давайте закрывать эту тему. Фейк я разгромил, но что делать с загадкой тремпеля дальше?


V. НЕМЕЦКИЙ СЛЕД

Вернёмся к теории эпонимизации. Очевидно, что два первых её условия тремпель не выдерживает. Подобных товаров было и много. И конкуренция была дай боже какая. Единственная зацепка кроется в третьем условии. Что-то такое было в том тремпеле, для чего тогда в языке не нашлось собственного названия.
Да и вообще, как такое может быть: слово есть и предмет есть. А человека и торговой марки - не существует. Возможно, дело не в фамилии, а в свойстве предмета, например, в его форме.

А при этом слово trempel есть не только в русском языке. Это немецкое/голландское слово, устаревшее и узкоспециализированное. Ну-ка, ну-ка...

Немцев в России было много, уже с XV века. Но интересующий нас период начинается с 1789 года, когда Екатерина II объявила манифест о колонизации свободных земель. В Россию хлынули потоки немецких крестьян - в Поволжье, Причерноморье и Кавказ. Крестьяне селились компактно и на протяжении "более чем полутора столетий сохраняли немецкий язык (в законсервированном по сравнению с немецким языком Германии виде)" - источник
Ближе всего к нашему ареалу оказались меннониты, в том же потоке переселения колонистов. Их места - Хортица, Запорожье, Крым, Донецкая область. По происхождению они были не только немцы, но и голландцы. По религии - те же католики, только принципиальные пацифисты. Занимались они земледелием, мануфактурным производством, мельницами. Многие их кустарные мастерские по изготовлению сельскохозяйственных орудий превратились к революции в мощные машиностроительные заводы.

В Харькове, разумеется, было тоже немало немцев в начале века. По данным базы HisDoc.ru более половины всех харьковских исторических документов - с немецкими фамилиями. (Тремпеля, кстати, там нет, можно не искать).
Меннонитами они были или нет, но, пожалуй, у них могло сохраниться в лексиконе это загадочное слово - trempel.

В разных старинных словарях немецкого языка этому слову даётся много значений. Это и специальные доски для укрепления стен штрека в горнопроходческом деле. И какой-то студенческий диалектизм со значением "кадриться через окно". И некая смутная конструкция для морских плотников. И гидравлический шлюз. И ещё масса всего (в Голландии, кстати, сейчас это слово означает "лежачего полицейского", со старым значением "порог"). Но одно из значений, которое встречается во всех словарях - существует и в современном немецком языке. И означает Kniestock. Он же - дремпель. Он же тремпель.



В русском языке однозначного слова для этого понятия не существует. Переводится оно, как "высота стены под скосом крыши на чердачном полуэтаже".


источник - http://www.architektur-lexikon.de/cms/lexikon/37-lexikon-d/667-drempel.html

Что особенно интересно - вот тут на немецком русскоязычном форуме один строитель пытается объяснить, что такое дремпель. Вполне доходчиво, хоть и с немецкими терминами.

При чём тут "чердачный полуэтаж"? При том, что это непременная часть фахверков - старинных немецких домов. В каждом классическом фахверке есть как минимум два полных этажа и один неполный - чердачный, над которым крыша поднята на высоту дремпеля.

Окей, Гугл, - скажете вы. При чём тут наш тремпель?
А вот при чём:




VI. РЕКОНСТРУКЦИЯ

Начиная с Первой мировой войны жизнь немцев в России стала не сахар. Стали закрываться лавки и производство, пошли притеснения, обвинения в шпионаже. Началась большая волна немецкой эмиграции. Те, кто оставались, надеялись, что "всё уладится". Увы - дальше произошла революция и стало только хуже. Немецкие хозяйства пришли в упадок, крупные предприятия - национализированы. Бывших хозяев принципиально не брали на их же заводы даже уборщиками. В этой ситуации приходилось изворачиваться, кто как мог, чтобы просто выжить.
Некоторое послабление пришлось на 20-е годы, когда начался НЭП. Можно было торговать как угодно, главное - придумать чем.

Представим себе некоего молодого харьковчанина того времени, из немецкой семьи. Бедного, но достаточно предприимчивого. По имени... мнэ-э-э... ну пусть будет Альфред.
И вот этот Альфред то ли сам придумал, то ли кто-то ему посоветовал сделать такую штуку. Берётся вешалка-плечики, самая дешёвая, какая только возможно - а самая дешёвая вешалка была просто в виде деревянной дуги. И на концы этой вешалки приворачивается на шурупах поперечная перекладина. Ну, чтобы брюки вешать.
Ничего новаторского в этой идее не было. Были к тому времени вешалки-треугольники (в смысле - с нижней перекладиной) и в количестве. Разной формы и разной степени удобности. Просто это было наглядное действие фундаментального экономического закона: берём дешёвое - прикладываем труд - получаем дорогое - продаём - живём на остаток.

И вот из такой вешалки:



Получались такие:





Представим себе Благовещенский базар периода НЭПа в столичном Харькове. Гам и шум на полгорода.
Стоит в толпе наш Альфред, кутается в драповое пальто, а перед ним на ящике от бутылок - вешалки. Собственноручно свинченные из скупленных остатков скобяной лавки.
И подходит к нему какой-нибудь щирый украинец из глубинки. Тычет пальцем на товар и вопрошает, например, так:
- И шо це за херня така?
или:
- Эт шо тут у тебя ваще?
Вот тут внимание. Задачка из когнитивной психологии. Покупатель имеет в виду всю конструкцию целиком. И спрашивает, скорее, чтобы завязать традиционный торг.
А интеллигент Альфред воспринимает вопрос по-другому. Он предполагает, что спрашивающий прекрасно знает, что это вешалка. А пальцем тычет на ноу-хау, которое Альфред вчера прикрутил, ругаясь на сорванные шлицы.
И перед Альфредом встаёт мгновенная задача - объяснить максимально кратко, что это такое и для чего нужно. Больше всего это визуально похоже на чертёж крыши фахверка с... ага, вспомнил слово.
- Этто тремпель, - произносит Альфред с лёгким акцентом. - Натставка такая... чтобы штаны вешать.
- Сам знаю! - обрывает его покупатель. - Сколько просишь?
Сделка состоялась. Вечером украинец выгружает дома товар для перепродажи. Домашние живо интересуются. "А чой-то?" - спрашивают его про хитрой формы вешалку с винтами. - "А тремпель это. Один немец придумал".
Через какое-то время Альфред смекает, что если он будет продавать обычные вешалки, то рискует бессмысленно замёрзнуть. А если у него будут непонятные, но экзотические "тремпели", дело пойдёт быстрее.
Дело идёт на лад. Альфред подключает беспризорников. Те скупают на корню дешёвые плечики, увлечённо клепают к ним "натставки" и бегают по Благбазу с криками: "Тремпели! Тремпели! Только у нас лучшие немецкие тремпели!.." Покупатели видят в общем-то обычную вешалку, но думают себе: "Ну нехай будут тремпели". И покупают. Слово начинает приживаться.
А дальше тут же начинается классическое размытие бренда - когда название определённого вида продукта переходит на его тип. Слово курсирует по кровеносной системе торговых путей от Харькова до ближайших городов (см. ареал), и не было на его пути ни одного торговца, который бы не понимал, что "тремпелем" торговать гораздо выгоднее, чем "плечиками".

Почему же слово не вышло за Слобожанщину, были же все шансы? По многим причинам. НЭП прикрыли, свободную торговлю объявили "спекуляцией" и стали сажать за это. Мелким производством могли заниматься только государственно одобренные артели, которые никак не могли изготавливать классово чуждые "тремпели". Немцев продолжали гнобить, а к концу 30-х их даже упоминать было опасно. Харьков перестал быть столицей Украины. Началась Великая Отечественная...
Но куда "тремпель" успел дойти - там и остался. Больше всего - в Харькове.
И не было там ни человека с фамилией Тремпель, ни торговой марки. А была только небольшая доработка формы, удачно названная в удачной ситуации.

И уже в послевоенные годы в СССР появились вешалки с классической "тремпельной" надставкой - раз и два:





Что же было дальше? Предполагаю, с 40-х годов включилась народная этимология. Слово уже давно в активном словаре, даже в литературе упоминается. Единственное, что точно могло сохраниться - "один немец придумал". И на основе этого нетрудно было сочинить красивую легенду про дореволюционного (кто проверит?) фабриканта Тремпеля, который благодаря своему таланту и трудолюбию прославил лучший в мире город - Харьков.

Потому что людям нравятся такие истории.


P.s. Данный текст не претендует на истину в последней инстанции, а лишь пытается предположить, каким образом узкоспециализированное слово одного языка может превратиться в диалектизм другого.
Tags: езыг, раскоп
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →