Category: город

Category was added automatically. Read all entries about "город".

main

Начался апрель

Несколько слов за всякие разнообразные концерты в этом месяце.

4 апреля, 18:00 - традиционный Карповский концерт на геофаке МПГУ. Участвуют студенты и приглашённые гости - типа Коблика, Королёвой, Пучки, Городецкого и меня.
Метро "ВДНХ", ул. Кибальчича, д.16.

6 апреля, 19:00 - в серии вечеров "Блуждающие звёзды" в Культурном центре на Никитской выступает дуэт "Ойфн Вег" с программой "По дорогам еврейской песни".
Метро "Баррикадная", ул. Б. Никитская, 47/3.

12 апреля, 16:00 - гала-концерт XI детско-юношеского фестиваля АП. Я там уже который год в жюри, потому что интересно. Предполагается пара детских песен дуэта.
Метро "Арбатская", ДомЖур, Никитский бульвар, д.8а.

15 апреля, 19:00 - 13 Апрельский концерт Игоря Белого. По традиции в ЦАПе. В первом отделении - я и гости (Городило, Пучко - точно, может быть, кто-то ещё), во втором отделении - дуэт "Ойфн Вег" плюс Вова Рязанский с флейтой.
Метро "Новокузнецкая", Большой Овчинниковский пеpеулок, д. 24. стp.5.

19-20 апреля - Белый слёт 2008. Без вечернего концерта, в формате самостоятельных костровых посиделок.
Донино.

26 апреля, 14:00 - спектакль "Гефилте Лид". Участвуют: Игорь Белый, Евгения Славина, Владимир Рязанский и Елена Малахова. Звукорежиссёр - Григорий Мальцев.
Метро "Баррикадная", Литературный музей, Трубниковский пер., 17.
http://www.wikimapia.org/#lat=55.75479&lon=37.586616&z=18&l=1&m=a&v=2

Может, я чего и забыл.
main

Бутово

Это благословенный край. Даже несмотря на то, что находится за пределом человеческой мысли и мкада.
Бутово не всегда было таким, отнюдь. До той поры, пока в нём не пустили метро, оно было весьма тяжёлым местом. Неизвестно было, что лучше - три дня на оленях или час в забитом автобусе вечерней часпиковой порой. Возможно, первое. Люди, наполнявшие Бутово того времени, были мрачны и угрюмы. Они не любили смотреть по сторонам и вспоминать, что с ними было минуту назад. Пространство было темно, едко и сжато.
Но теперь всё изменилось. В новом метро по воздуху едут свободные, уверенные в себе люди. Они никуда не торопятся, потому что у них теперь есть чувство собственного достоинства, и они даже не пинают турникеты с прозрачными пластиковыми дверками. У них широкое личное пространство, которое почти никто не нарушает, а в душе облака и покой. Энергетика этого места сильно улучшилась.

Сегодня мы видели в Бутово удивительное.
Это был бродячий цирк, чьё шапито хорошо заметно по всей улице Горчакова и с высоты эстакады метро. Сначала нам показалось, что у нас что-то с глазами. Вывеска над шапито гласила... Цирк котов? Цирк козлов?.. Collapse )

Мы поняли, что мы что-то упустили в современном мироустройстве, и что наш тезаурус непозволительно скуден.
Что же это за зверьки? Умеют ли они прыгать через палочку или ездить на велосипеде? Или они умеют только открывать эффектную пасть, будучи отделены прочной сеткой от зрителей? А может быть, они танцуют на проволоке, держа в зубах три китайских веера и жонглируя вазами, лампами и детьми?
Кем бы они ни оказались, мы уверены, это должно быть незабываемое зрелище.
main

Загадки с перрона

Прежде чем попасть на 2К, мне пришлось преодолеть несколько программных препон. В частности, просидеть на платформе Курского вокзала около пяти часов, с интересом следя, как одна за другой отменяются электрички в сторону Серпухова. Где-то на юге бродила мохнатая гроза, пыхала зарницами, в Москве устраивали "штормовое предупреждение", все машинисты очень боялись. Коротали время мы с Поликарповым, травили байки, запивая их Балтикой. Выдумывали загадки.

Например, что это?

Ничего во тьме не случится быстро и верно, так как может быть скромным зверь, так как зверь будет весел и собран.

(подсказка: это из второй главы "Пекин - Зайчики")

А это совсем просто, я и подсказывать не буду:

Чужой Вася тихо смеётся, поднял с земли кирпич.
Громче, Васька, смейся, воспарит над землёй кирпичик!
main

Тётя Люда московского метро

     Сколько я помню себя в метро, она всегда там работает. Дежурной по эскалатору на "Октябрьской-радиальной", неважно с какой стороны - кольца или выхода в город. Обычно эта должность одна из самых незаметных в метро - люди на эскалаторе или разглядывают несущихся на встречной ленте пассажиров, или погружены в свои мысли, а сходя с исчезающих ступеней, всяк опускает глаза, чтоб не упасть. Где уж там разглядывать дежурных в "стакане". Но не заметить эту даму было никак невозможно.
     Когда-то давно, когда я в первый раз её услышал, она просто читала в "разговорник" стандартные правила пользования эскалатором. Медленно. С выражением. Прочувствованно. Это было невероятно смешно, и каждый, кто сходил с эскалатора на вытертые плиты "Октябрьской", - улыбался.
     Почти всегда, когда мой маршрут проходил через этот пересадочный узел, я становился участником крохотного и каждый раз нового шоу - эта удивительная дежурная рассказывала байки, весело и беззлобно подкалывала пассажиров, читала стихи, давала неожиданные советы по пользованию "лестницей-чудесницей"...
     "Девушка в синей куртке, да-да, вы! Ну что же вы стоите-то так посреди дороги, отойдите! Милый молодой человек сзади вас совсем уже извёлся, на свидание опаздывает, наверно. А, молодой человек? Правда?"
     "А знаете, почему на эскалаторе надо стоять справа, а проходить слева? Потому что у нас тут левостороннее движение. Ну, представьте, что вы в Англии..."
     "Молодой человек, вы так спускаетесь по экскалатору, что у меня создаётся впечатление, будто у вас физкультуры в школе совсем не было..."

     Как это, должно быть, удивительно - когда весь рабочий день навстречу идут люди, каждый из которых улыбается и приветливо кивает! Неожиданная встреча с уголком человечности в закоулках казённого подземного монстра, почитающего безликость главным своим достоинством.
     Многие мои знакомые в своих поездках по метро выбирали пересадку с учётом, чтоб лишний раз взглянуть на неё. "Тётка с Октябрьской" постепенно становилась настоящей городской легендой, её цитировали утром в офисах и вечером дома. Я показывал её своим друзьям из других городов, представляя как особенную достопримечательность и лицо нашего метрополитена.
     Тысячу раз я хотел с ней познакомиться и сфотографировать её - но как-то всё не удавалось: то я опаздывал на важную встречу, то не было с собой фотоаппарата, то ещё что-то. И вот, когда в сообществе ru_metro случайно появились её двухлетней давности фотографии (выложенные юзером eugene_ivanov, просто так, без всяких комментариев), я понял, что - пора.

     - Здравствуй, - отвечает она на моё приветствие, - Меня зовут Людмила. - И делает приглашающий жест рукой, поближе к "стакану", где не так слышны гул эскалаторов и рёв поездов. - Просто Людмила, у нас так в семье принято, чтоб без отчеств...
     По сторонам стеклянного домика текут нескончаемые людские потоки вечернего часа пик, тётя Люда охотно и благожелательно рассказывает о себе. Своего чёрного "разговорника", который лежит перед ней на панели, она не касается.
     В московском метро, на "Октябрьской", Людмила Шумакова работает уже 24 года (!), три поколения москвичей проехало мимо неё на эскалаторе. По образованию она - педагог-психолог и всю жизнь работает с молодёжью и "трудными детьми", раньше - в школах и интернатах, сейчас - совмещая с основной занятостью. Многие психологические приёмы как раз и вошли в её "фирменный стиль" общения с пассажирами - направленный на снятие стрессов и зажатости. "Увы, - говорит она, - Недавно одна пассажирка пожаловалась руководству, и мне запретили говорить. Что ж, у нас так принято - пассажир всегда прав".
     Очень обидно. Что же теперь нужно сделать, чтобы вернуть голос тёти Люды? Нажаловаться руководству, что она молчит?

     Начиная с середины девяностых, она разыскивала музыкантов и приглашала их играть на верхнем пятачке перехода с кольцевой линии. Просто так, для пассажиров. Кого только у неё там не было - и скрипачи-гнесинцы, и гитаристы, и ансамбли - им репетиция, а людям - музыка. Несколько лет назад в её "салоне" был даже один известный китаец-флейтист, приехавший на гастроли в Москву, с переводчиком. Но времена изменились, и китайца прогнал новый набор милиционеров с чёткими финансовыми понятиями. После этого с музыкой стало проблематично.
     Хотя был недавно интересный случай. Американский президент приезжал с визитом во французское посольство (оно недалеко от "Октябрьской"). Ехал он, естественно, поверху, на машине, а часть его свиты передвигалась на метро. И среди этих официальных лиц был женский вокальный ансамбль - видимо, они выступали у французов. Девушки эти ехали по эскалатору и пели что-то красивое, разложенное на много голосов. Тётя Люда попросила их по громкой связи повторить их номер для всех пассажиров, посольские переводчики им перевели просьбу, и девушки выстроились широким каре у подножия эскалаторов и устроили настоящий концерт. С овациями.

     Таких историй у тёти Люды - великое множество, и каждую она вспоминает с улыбкой. "А однажды, - рассказывает она, - Прибегает ко мне крошечный мальчонка, тянет за руку бабушку и кричит: "Баба, баба, смотри, вот та тётя, которая поёт на эскалаторе!.." Ну что песни, я тут и представления в лицах устраивала... А дети ко мне не только наши прибегали, но даже негритята были".
     И это неудивительно. У дежурной по эскалатору на станции "Октябрьская" был под рукой собственноручно составленный разговорник с переводом стандартных фраз на языки СНГ, английский, французский, шведский и даже японский. "Ну а если кто приезжий - ему же приятно будет, что в московском метро его родная речь звучит".

     Бабушки из окрестных районов приходят к ней в дневные спокойные часы, как к психологу, потолковать о житейских проблемах, часто приходят "бывшие трудные подростки", у её стеклянной будки известное "место встречи". Вот сейчас, например, я задержался тут, заслушался историй - и уже приходит сменщица, время вышло. "Последний вопрос, тётя Люда! Когда у вас день рождения?" - "Третьего мая".

     Я еду домой по рыжей ветке, едва втиснувшись в вечерний вагон, а в ушах у меня звучит когда-то услышанное: "Молодой человек в очках! На эскалаторе можно сочинять стихи. Но глядя под ноги!.." И я улыбаюсь.

Update: Статьи в СМИ, по результатам поднятой бучи:

"Комсомольская Правда", Тетю Люду из подземки лишили голоса, продолжение
"Молодая Гвардия", Верните голос Тете Люде!
"Огонёк", Театр одного вахтера
main

Разборки с собой

От метро до дома - минут пятнадцать по прямой, вдоль дороги. Я выбираю пройти пешком, если надо что-то обдумать и сконцентрироваться - справа лес, слева машины, всё это пропадает куда-то. Думай от пуза, только прохожих не бодай.
И вот, уже подходя к дому, неожиданно замечаю, что ноги мои автоматически перешагивают через трещины в асфальте. Более того - сами, нагло пользуясь чужим глазомером, за метр-два вымеряют ширину шага, чтоб не наступить на эти трещины. А если уже никак не промахнуться, то начинают хитро изгибать ступни, дабы как-то вписаться в эту дорожную графику.
"Ноги! Как вы себя ведёте? - сурово отчитывал я их. - Вы что, маленькие?" Ноги смущённо переминались и стремились стать носками внутрь - мол, чувак, чего тебе надо от нас, нормального мы роста - твоего, между прочим, - и вообще, лучше с головой своей поговори: нормально ли это - с ногами общаться, а?
То есть, я от них ничего не добился. Пришлось, дествительно, спрашивать моск. Моск немедленно предложил кучу вариантов, хихикнул и повесил трубку. Самые бредовые я отмел, оставил вот какие:
1. Будучи мелким существом, я радостно прыгал по асфальту, играя в популярную игру "не-наступи-на-трещину-а-то-будет-капец". Моск лениво следил за моими скачками, проверяя недавно созданную систему рефлекторных дуг, ответственную за ходьбу и передвижение. Всё было в порядке, тикало и работало, моск зевал и скучал. И в какой-то момент он отвлёкся и пропустил, как туда случайно записалась какая-то маленькая дужка, связавшая зрительный паттерн трещины с выбором места для шага. Ну а после не до того уже было.
2. Моск тут вообще ни при чём. Это дело ему досталось в наследство вместе с инстинктами как часть системы самосохранения: "не наступать на длинное-тонкое, лежащее на земле - это или ветка, которая громко хрустит, или змея ещё, чего доброго".
В общем, тайна меня и природы.
main

По карте с лупой

Что я знаю, например, про город Харьков?
До обидного мало. Пожалуй, только то, что это родина советской электробритвы.
Ещё смутно помню харьковское метро, которое оказалось удивительно похожим на московское - в октябре 2001 года мы с gorodilo и okarpov проезжали этот город, добираясь на фестиваль Эсхар (после этого фестиваля, кстати, мы с Городилой сдали норматив на значок "ГТО" - "Готов Туда и Обратно без малейшего смысла").
А ведь это, наверное, во многих отношениях достойный и интересный город.

Многоведающие френды, поделитесь, пожалуйста, какими-нибудь небольшими знаниями про Харьков. А то у меня такое странное ощущение, что я в ближайшем времени там окажусь - правда, как и где именно пока не очень понимаю.

Заранее спасибо!

Update: Ну, удачи мне.
main

Как в метро слонов водили

Вообще-то по-хорошему об этом надо было вчера припомнить. Но у меня эклер. И афазия (главное - не путать с алопецией).
Но, несмотря на это, я всё равно помню, как два года и один день назад в московском метро на станции "Парк Победы" случилось столпотворение и оттяг. И всё потому, что там пол расчерчен на клетки - и в ширину их то ли девять, то ли десять. А Зайцу тогда было особенно остро нечего делать, да и слово "флешмоб" только-только начинало входить в моду.

И вот, два года и один день назад на этой малопосещаемой станции:
- были разложены бумажки с буквенно-числовыми кодами;
- но к ним всё равно было не протолкнуться из-за толпы;
- силы Разума боролись с силами Добра;
- исключительно интеллектуальными и театральными методами;
- Игорь Белый пожрал Ллео Каганова;
- много кого пожрали, но каждый пожранный произносил речь;
- и милиция никак не смогла повлиять на процесс, хотя ей не терпелось.

main

Техника владения московским метро. Приём 2

Одна моя близкая знакомая рассказывает, что у неё в последнее время начались жуткие психологические проблемы с подземными поездами. Особенно, когда поезд останавливается между перегонами в тоннеле на неопределённое время. Накатывает удушье, темнеет в глазах, чудится запах газа и прочие прелести современности. Окружающие пассажиры тоже напрягаются - тревожно озираются, разговоры смолкают.
В какой-то из дней ездить стало совсем невыносимо - и она решила добраться до места назначения поверху, на маршрутке. В районе Беляева эта маршрутка чуть не лопнула от людей - из разговоров выяснилось, что метро вообще перестало работать по всей ветке. Как минимум полчаса - и это в понедельник, в семь часов вечера. Слухи расползались по городу, один другого бредовей.

А недавно я выяснил, что же там на самом деле произошло - на nnm.ru выложили запись радиопереговоров диспетчеров оранжевой ветки, связанных с этим случаем. Пятнадцать минут звучания внешне спокойных голосов, разруливающих дурацкую ситуацию с пьяным машинистом. Оторваться трудно, невольно проникаешься уважением.

Радиопереговоры (mp3, 5.7Mb)

И вот, когда я застряну в очередной раз на перегоне под землёй, надо будет не судорожно нюхать воздух в поисках гари или газа, а вспомнить эту запись и пожалеть диспетчеров - этих безымянных солдат в вечной войне с идиотизмом мира.

P.S. Вот представьте себе, что вы в своей тихой квартире, где живёте долгие годы, как-то случайно отодрали кусок паркета - а там под полом оказался целый маленький город-завод. Работают какие-то механизмы, крутятся шестерёнки, человечки бегают, командуют - всё обеспечивает спокойную квартирную жизнь наверху. Вот и у меня такое же ощущение от этой записи, я всё ж немалую часть своей жизни провёл в метро, которое для меня уже навроде тамбура между домом и работой.

P.P.S. Вряд ли можно говорить о какой-то "метрофобии"; скорее это обострение нескольких нормальных латентных фобий - клаустро, танато, охло и т.п. - дающее кумулятивный эффект.

Техника владения московским метро. Приём 1
main

41117

Летом в московском метро становится довольно мало рекламных плакатов - такой некоммерческий сезон, и стены вагонов пустуют. Но при этом там страшно расплодилась реклама страхового общества "Россия" - которая на тёмно-синем фоне с огромными белыми цифрами "02". На этих плакатах приводятся хвастливые цифры раскрытых преступлений, угонов и прочих нарушений - типа "официальный отчёт по работе МВД".

Вот этот плакат вполне мог бы быть в заключительных кадрах какой-нибудь современной киноэпопеи о неунывающих ментах. Столько в нём радостной Collapse )
main

Техника владения московским метро

Есть очень простой и легкий способ доподлинно выяснить - выспался ты сегодня или нет. Просто с утра в давке метро надо смотреть на лица окружающих людей. Если тебя окружают милые приятные люди - значит, всё в порядке, у тебя всё хорошо. А если вокруг толпятся форменные монстры, достойные кисти Гойи, - пора подумать о планировании чуть большего времени для сна.
Приём работает безотказно, будет полезен как москвичам, так и гостям столицы.